Меню
12+

Инфо-портал НЖ

04.03.2022 11:34 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 9 от 03.03.2022 г.

В истории рода - история страны

Автор: Инна Щеколова

Дом, в котором жил Гатаулла Афризонов, сохранился до сих пор. Фото: Инна Щеколова, «НЖ»

Продолжая цикл публикаций о жителях Суксунского городского округа, их культуре и быте, невозможно не рассказать о крестьянах, которые, несмотря на непрекращающиеся войны, изменения режимов власти, добросовестно трудились на нашей земле и, как могли, старались выжить. Часто в обрывочных воспоминаниях наших прадедов хранится суровая история целого государства.

На среднем Урале, где территориально заканчивается Пермский край и начинается Свердловская область, расположен окружённый лесами крошечный населённый пункт, деревня Бердыкаево. Когда-то здесь располагалась ферма, разводили баранов. В деревне процветал свой колхоз, была мечеть, работал детский сад. Сегодня у этой малонаселённой татарской деревеньки нет даже современного указателя с наименованием. Но есть каменная плита, напоминающая стелу, на которой жители Бердыкаево сами написали то, что считают необходимым знать каждому гостю селения.

Бердыкай и ольховая роща. По официальным данным, история Бердыкаево берёт своё начало в 1675 году. Коренные жители считают, что селиться татары начали в этом месте гораздо раньше, во времена прав ления Ивана Грозного (1533 — 1584 гг). После захвата Казани крестили татар силой. Чтобы избежать этой доли, часть из них бежала на Урал.

В 1675 году деревня впервые возникла на карте Кунгурского края. В интернете популярна следующая версия её появления: «Первыми поселенцами были татары, прибывшие из-под Казани. Три брата Бердыкай, Агафон и Юлай долго блуждали в поисках незаселённых земель. Случайно забрели в наши края. Бердыкай, как старший брат, выбрал себе место для строительства дома первым. Ему понравились земли у ручейка, там он основал деревню Бердыкаево. На левом берегу Сылвы Агафон основал другую деревню – Агафонково. Юлай не хотел жить вдали от своих братьев и решил поселиться чуть ниже по течению реки. Так деревня Юлаево появилась недалеко от Агафонково».

Фактически же юрта Бердыкая Кобенякова, согласно переписи Михаила Кайсарова, проведенной в 1623-1624 годах на Сылвенско-Иренском междуречье, числилась среди остальных в самой верхней части реки Сылва.

Такое объяснение возникновения названий населённых пунктов округа считается самым распространённым. Но мало кто знает, что есть и другая версия появления Бердыкаево.

Деревня Бердыкаево по татарски называется Саескан. А «саескан» в перев де на русский означает «сорока». Так назвали деревню потому, что вдоль речки Бердыкаевка расположилась ольховая роща, наполненная сороками. Эти птицы издавали характерные громкие стрекочущие звуки, которые было слышно далеко за пределами чащи.

Небольшая речушка Бердыкаевка берёт начало из родника примерно там же, где сейчас заканчивается деревня, и на территории Агафонково впадает в Сылву.

Гатаулла. Сейчас в Бердыкаево насчитывается 22 жилых дома. Однако это малочисленное селение имеет свой рекорд, практически в половине из них есть дети, что для отдалённой деревни в наше время большая редкость.

Всё население – татары, причём в большинстве случаев коренные, история их предков уходит в глубь нескольких столетий. И, как правило, древо рода неразделимо связано с Бердыкаево. Мы встретились с одной из жительниц татарской деревни, Элизой Хузиной.

Её прадед Гатаулла Афризонов родился и жил в Бердыкаево. В начале ХХ века обзавёлся семьей. У супругов появились трое детей. Главу семейства призвали служить в Русскую императорскую армию, оттуда он попал на фронт Первой мировой войны. Оказался в плену. Сколько ему пришлось пробыть в неволе — неизвестно. Бабушка Элизы, дочь Гатауллы рассказала, что он умел легко разделывать мясо, да и вообще по части хозяйственных работ был мастером. Поэтому в плену его определили на скотобойню.

Благодаря этому прадед и остался жив. Гатаулла украдкой успевал утолять неутихающий голод арестанта, питался глазами мёртвых животных или жиром.

По возвращении домой обнаружил, что никто уже его не ждёт… Жена снова вышла замуж. Гатаулла выселил или попросту выгнал её из своего дома. Его родной сын ушёл с женой, две дочери остались с отцом.

- У татар раньше так было принято, — поясняет Элиза.

Старший сын Гатауллы впоследствии погиб в боях Великой Отечественной. А о первой жене прадеда Элизе Хузиной ничего не известно.

В дальнейшем Гатаулла Афризонов был женат ещё два раза. И в каждом браке рождались дети. Все его сыновья погибли на войне, а дочери сумели до конца жизни сохранить дружеские отношения и быть помощью и опорой друг другу.

Выживал сильнейший. Больше всего удивило, что в Бердыкаво дома сплошь деревянные.

- Раньше избы строили на совесть, некоторые из них сохранились до сих пор. Видите вон тот дом, — рассказывает жительница Бердыкаево, указывая на развалившуюся очень маленькую деревянную избушку. – Когда-то он принадлежал моим предкам, ему, должно быть, чуть меньше двух сотен лет.

- Дома строились небольшие, чтобы отапливать было проще, а детей рожали много, — продолжает Элиза Раисовна. – Бабушка Адия рассказывала, что дети, как правило, спали на полатях или тулуп им стлали на полу. Сами родители — на кровати. К детям в семьях относились довольно равнодушно. Каждый из них вёл свою маленькую войну за жизнь с действительностью, и выживал сильнейший.

Бани татары строили подальше от дома и поближе к реке. Во-первых, топились они по-черному, поэтому был риск, что при пожаре огонь легко может перейти на дом. Во-вторых, таким образом практичная нация сокращала время, потраченное на перенос воды из реки в баню.

- Моя бабушка Адия всех своих детей рожала в бане, — продолжает Элиза. – Наверное, потому, что там тепло и воды вдоволь.

К слову сказать, фамилию дети Гатауллы носили по его имени, то есть Гатауллины.

Мародёры, солдаты, беглые. Деревня Бердыкаево была окружена многочисленными лесами, что вы зывало интерес у беглых, солдат и диверсантов во все неспокойные времена, переживаемые страной.

Элиза вспоминает: «Бабушка рассказывала, что сильно боялись тех, кто представлялся белыми или войском адмирала Колчака. (Неизвестно, были ли они таковыми на самом деле. – ред.) Те без зазрения требовали постоя в любом доме, угрожая оружием, обязывали хозяев отдать им барана или телёнка. Кроме этого, молодых девок прятали от вояк либо в погребе, либо в лесу. А кто из них всё же попадался на глаза — жестоко насиловали».

Про Красную армию, опираясь на воспоминания бабушки, Элиза говорит, что они вели себя гораздо скромнее. Были очень худы и плохо одеты. Поэтому местные женщины их жалели и старались накормить.

О набегах мародёров, беглых и диверсантов тоже много страшных историй сохранилось в памяти моей знакомой от рассказов предков.

Прадеды жили большей частью голодно. Хотя и у Гатауллы была своя земля, на которой он сеял пшеницу, основная часть урожая уходила в оплату оброка. Для того, чтобы продать урожай в Кунгуре или Перми, крестьяне сплавлялись по Сылве. Длилось торговое путешествие довольно долго. Порой мужчины отсутствовали до трёх месяцев. А ещё татары часто приезжали в Торговище, где проходили базары. Привезённую пушнину и рыбу они обменивали на соль, сахар и другие продукты.

Но больше всего в память врезались рассказы бабушек о Великой Отечественной войне. Мужчин забирали на фронт. А ведь до начала военных действий в деревне насчитывалось порядка 500 жителей мужского пола, годных к службе.

Женщинам и детям приходилось работать с утра до вечера. С приходом весны и до поздней осени дети ходили босиком, носить было нечего.

По весне невозможно было найти хотя бы небольшую зелень крапивы. Пробившуюся свежую траву сразу съедали или срывали для приготовления пищи. Гнилой картофель, случайно забытый на пашне осенью, весной казался вкуснейшим деликатесом.

А ещё время войны за помнилось жуткими заморозками. Иногда драгоценный урожай погибал посреди лета. Перед холодной летней ночью крестьяне часто обкладывали пашню с картофелем сеном и поджигали. Так они старались спасти урожай от морозов, а себя — от голодной смерти.

Выносливые и работящие. Сейчас всё изменилось. От голода люди не погибают, дети уезжают строить свою жизнь в развитые города. В Бердыкаево работать негде, сегодня здесь нет даже устойчивой мобильной связи и интернета. Но у сылвенских татар есть другое – сплочённость, трудолюбие и выносливость.

- Мы в деревне, как одна семья, своего в беде не оставим, — говорит Элиза. — А ещё мы упорные, как фигуристка Камила Валиева. В её характере и отражается вся суть татарского народа.

Из долгожителей Бердыкаево сегодня проживает в Агафонково Марзия Ахмадиева, которая до сих пор регулярно прививается от гриппа и ковида.

Но, кроме того, Элиза признаётся, что большинство татар совершенно не умеют быть наглыми, воз потому, что на протяжении многих лет поддавались гонениям.

- Что бы в жизни ни происходило, мы гордимся своей родословной и тем, что живём здесь, — подключилась к завершению разговора ещё одна жительница Бердыкаево, социальный работник Лилия Ибрагимова.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

91