Меню
12+

Инфо-портал НЖ

24.11.2022 10:36 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 47 от 24.11.2022 г.

Путь из прошлого в настоящее

Автор: Инна Щеколова

Ираида Николаевна Сысолятина (Горбунова), коренная жительница Моргуново. Фото: Инна Щеколова, «НЖ»

Знаменитый Сибирский тракт. Дорога работяг, торговцев, учёных и каторжников. Сколько вековых тайн, радостных и горестных событий хранит этот путь, некогда соединявший центральную часть Российского государства с его восточными окраинами и Китаем. Одной из главных его особенностей считались массивные берёзы, высаженные вдоль дороги в определённом порядке по проекту самой Екатерины Великой. Таким образом, деревья оберегали дорогу от снежных заносов, а путники не теряли ориентир тёмной ночью и в непогоду. Старожилы поговаривали, что даже императрица инспектировала процесс озеленения Великого тракта государственного значения.

Более двух столетий екатерининские берёзы сторожили и украшали историческую дорогу и на территории нынешнего Суксунского района. Сегодня вековые деревья можно увидеть на небольшом участке, соединяющем два селения: Моргуново и Сабарку.

Моргуново – деревня зажиточных крестьян. Проезжая по холмистому населённому пункту, трудно не заметить многочисленные кирпичные дома. Часть из них до сих пор пригодна для проживания. Выходит, предки современных моргуновцев в прошлом были довольно зажиточными. И немалую роль в этом сыграл «трахт», как его до сих пор называют местные.

В конце семнадцатого века в писцовых книгах впервые упоминается деревня Моргуново. А в 1783 году был официально утверждён самый длинный в России тракт, который, по счастливой случайности, проходил через эту уральскую деревню. Оказавшись на дороге всероссийского значения, моргуновцы принялись обеспечивать потребности путников.

Первоначально именно в Моргуново располагалась почтовая станция, поэтому крестьяне содержали здесь постоялые дворы, занимались извозом. Позже станцию перенесли в Сабарку, однако моргуновцы сумели сохранить так называемый организованный сервис для отдыха обозов.

Мы встретились с одной из старожилов деревни, Ираидой Сысолятиной (Горбуновой). Коренная жительница Моргуново вспоминает: «Бабушка и дедушка моего покойного мужа Тихона держали постоялый двор в Моргуново. Их дочка, моя свекровь Анна Александровна, часто рассказывала, что она и её родители обслуживали странников: накормят, напоят да спать уложат».

Также работники двора заботились и о лошадях проезжих: распрягали, кормили, поили. Жили, конечно, небогато, но на голод и нищету не жаловались. В амбаре держателей постоялых дворов всегда имелись запасы зерна, молока, яиц и других продуктов.

Во время Гражданской войны родителей свекрови Ираиды Сысолятиной раскулачили. Хозяйство разграбили. А бывших собственников постоялого двора отправили в ссылку. Анну совсем девчонкой приютила родная тётка.

Раз в год – дорожная повинность. После ликвидации Верхотурской таможни Кунгур с уездом оказался на Сибирском тракте как один из основных пунктов. Вскоре на тракте начались работы по его озеленению, продолжавшиеся почти 30 лет. По обеим сторонам тракта силами местных жителей под надзором полиции шла посадка белоствольных берёз в 2 ряда на расстоянии четырёх аршин (2,8 метра) друг от друга. Эти посадки впоследствии и создали неповторимую красоту исторического пути.

Для содержания тракта правительство ввело дорожную повинность и организовало дорожную службу.

- Помню совсем девчушкой ходила с мамой на этот самый тракт отрабатывать повинность, — продолжает делиться воспоминаниями Ираида Николаевна. – К дороге привозили целые телеги известняка. А моя мама и другие жители ремонтировали дорогу. Запомнились их орудия: кувалда да маленький заострённый молоток. Такими приспособлениями долбили привезённые груды камней. После чего на носилках тащили на нужный участок дороги и руками выкладывали ровным слоем. Камешки эти на дороге так и играли белым светом, блистали. А после дождя дорога и вовсе казалась белоснежным полотном.

Такую дорожную повинность несли крестьяне из Моргуново раз в год. Отработать требовалось две недели.

- А берёзы-то те, когда выросли, заслонили ветвями дорогу, — говорит собеседница. — Даж солнца не было видно. Если ветер всколыхнёт листву, то проникнет свет на выложенную камнем поверхность. И заиграет белая дорожка, отражая солнечные лучи. Красиво очень. До сих пор эту картину в деталях помню.

Байки о кладах. Немало захватывающих историй связано с обнаружением сокровищ. Кладоискатели часто испытывали удачу, бродя по тракту в поисках монет и других ценностей. Среди жителей ходит байка, один из таких золотоискателей с надлежащим оборудованием как-то раз крутился около Моргуново. Изрядно устав, присел отдохнуть на пенёк той самой екатерининской берёзы. Начал вставать, а металлоискатель запищал, обрадовав хозяина долгожданным сигналом. Встал мужик — сигнал пропал. Сел – снова появился. В пне том обнаружились золотые монеты.

- Припоминаю ещё одну историю, — продолжает Ираида Николаевна, нашедшая что сказать и на эту тему, — Заметили в центре деревни старинные дома из красного кирпича? Слыхала, что в них жили местные зажиточные крестьяне. Носили фамилию Мальцевы. Четыре брата их, вроде, было. Маслобойню, мельницу, кузницу имели. Даже для работников дом построили. Трудились Мальцевы много да и местным жителям помогали. Случись в Моргуново пожар или какая другая беда – первыми на помощь приходили. Только во время революции раскулачили их. Потом они то ли бежали, то ли в ссылку отправились. Но ничего про них больше в деревне не слышали. Спустя какое-то время приехала родственница. Обошла их дома и клады отыскала. Видать, знала, где спрятаны.

Некоторые дома богатых селян сохранились до сих пор. Так, к примеру, дом, в которым проживали Мальцевы, сегодня функционирует как здание продуктового магазина. Ранее в нём располагалась школа, а в бывшей кузнице в советское время обосновали интернат для школьников.

- Как думаете, почему дома до сих пор уцелели? — не унимается рассказчица. — Да потому что для прочности кладки в раствор добавляли сырое куриное яйцо.

- Жалко Мальцевых конечно. Трудяги были, — рассуждает 83-летняя жительница Моргуново. — Вот и получилось, что после Гражданской войны настоящих работяг раскулачили: кто в бега подался, кого убили, кто в тюрьмах свой век доживал. А лентяи и разбойники у власти оказались. Мама моя так говорила, да и я так же думаю.

Дорога каторжников и разбойников. Известен тракт и тем, что по нему в Сибирь гнали партии политических и уголовных арестантов. Передвижение ссыльных было весьма изнурительным и продолжалось часто до двух лет. Предполагается, что до появления железной дороги по Сибирскому тракту прошло и проехало около полутора миллионов заключённых.

Более того, дорога была лакомым куском и для разбойников. Ведь немало ценных грузов перевозилось по тракту.

- По пути в Кунгур на Лавренской горе часто случались грабежи, вспоминает Ираида Николаевна. — Во время Великой Отечественной Тихон мой в 12 лет с Иваном Ренёвым гужом отвозили зерно на элеватор в Кунгур. Спереди и сзади этой вереницы телег и коней мужики с ружьями, посреди – парнишки молодые. Опасаясь бандитов, находчивые крестьяне приучили коней к нехитрому приёму. Когда на повозку нападали разбойники, мужики кричали: «Грабят!». И лошади мгновенного пускались бежать в гору.

Уходя в прошлое. Сегодня, благодаря техническому прогрессу, современные дорожные трассы выпрямлены и сокращены. Поэтому бОльшая часть старого петляющего и учитывающего уральский рельеф Сибирского пути осталась в стороне. Конечно, сохранились и уцелевшие участки, нередко вымощенные камнем, и отрезки исторического пути, которые сегодня служат сообщением между мельчающими населёнными пунктами, как в нашем случае, дорога из Сабарки в Моргуново. Однако историческая значимость, как и, собственно, сама дорога вместе с царственными берёзами Екатерины Великой навсегда уходит в прошлое…

Выдающиеся путники

По тракту, как правило, ехали русские люди обживать и осваивать Сибирь. Со знаменитой дорогой, которую так же называли и Екатерининский тракт, связаны многие интересные и важные события. По нему проехали и прошли выдающиеся люди. В 1790г. проехал в ссылку А.Н. Радищев. В 1826-27 гг. проследовало более 100 участников восстания декабристов. Сохранились сведения о том, что в октябре 1827г. «на крутом Суксунсхом спуске» разнеслись во всю прыть, безудержно повозки с очередной группой ссыльных декабристов, и из телеги вылетал закованный в кандалы М.А. Бестужев, но его успел спасти брат Н.А. Бестужев. В 1849г. по тракту прошли закованные в кандалы петрашевцы, среди которых были Ф. М. Достоевский и поэт А.Н. Плещеев, в 1864 г. на этапе Муллы—Пермь—Кунгур прошел закованный в кандалы Н. Г. Чернышевский, в 1880 г. в ссылку в Сибирь прошли народовольцы. В разное время проезжали многие выдающиеся деятели нашей культуры, науки и техники И.И. Ползунов, П.С. Паллас, И.И. Лепехин, Н.М. Пржевальский, Л.П. Семенов-Тян-Шанский, А.П. Чехов, И.А. Гончаров, К.М. Станюкович и другие.

С трактом связано много любопытных событий. В 1800г. по нему шли солдаты Суворовского полка, сосланного в Сибирь с парада в Петербурге Павлом 1. В 1843г. с Алтая провезли вазу из яшмы весом 1160 пудов, которую 14 лет изготовляли на Колывановской фабрике. Везли ее до Перми на специальных санях, в которые запрягалось от 152 до 180 лошадей. В Перми вазу погрузили на баржу и отправили в Петербург, где через разобранную стену водрузили в Зимнем дворце на специально укрепленном месте, где она и стоит до сих пор.

Отрывок из материала А. Тюрикова «Становление» (газета «Новая жизнь» 28 июля 1988 года № 90, 91,92 )

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

213