Меню
12+

Инфо-портал НЖ

06.05.2021 11:26 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 18 от 06.05.2021 г.

Кипела вода от разрывов

Откликаясь на акцию газеты, Любовь Алексеевна Иликаева, долгое время работавшая учителем математики в Бору, поделилась фронтовыми воспоминаниями своего отца, ветерана Великой Отечественной, которого ныне, к сожалению, уже нет с нами. Герой войны, орденоносец Алексей Яниев ведёт повествование от себя лично.

Был призван в армию 3 сентября 1942 года. Сначала находился в Кунгуре в лагерях, затем в Тюмени на курсах младших командиров, далее направили в Марийскую АССР в запасной полк. 23 февраля – отправка на фронт. В апреле 1943 года прибыли на станцию Алексеевка в Воронежской области, где чуть не попали под бомбежку.

Мы успели удалиться на 15 км. Позднее нам сообщили, что немцы разбомбили наш пустой эшелон. До линии фронта мы добирались 3 дня, прибыли под Старый Оскол Курской области. Немцы готовились к Курско-Белгородским боям, и мы, конечно, не спали, укрепляли оборонительные линии, копали траншеи, учились владеть доверенным нам оружием – противотанковыми ПТР.

5 июля 1943 года рано утром наши опередили немцев – начали сильную артиллерийскую подготовку, разрушили их планы внезапного нападения и тем самым выиграли сражения, длившиеся беспрерывно до 12 июля.

Попал я в 9-ю истребительно-противотанковую бригаду, которая участвовала в боях под Прохоровкой. А дальше мы немцев гнали по Полтавской, Сумской областям до самого Днепра. Форсировали Днепр (не запомнил – в конце августа или в начале сентября) на пароме без канатов при беспрерывном разрыве снарядов и мин, когда вокруг нас кипела вода от разрывов. Машины остались на восточном берегу, а орудия и боеприпасы таскали на себе. Только успели перейти реку, нашего командира отделения ранило, а старшину убило при переправе на лодке. Берег реки песчаный, через 100-150 метров – гора крутая и высокая. Мы окопались под горой на стрельбу по закрытым целям. Я был телефонистом. Командир батареи, капитан (не помню фамилии), был на наблюдательном пункте вместе с пехотинцами на горе, где находились немцы. Он корректировал огонь нашей батареи. Мы с напарником протянули связь между НП и батареей. Немцы ежедневно атаковали по 6-7 раз с расчётом утопить нас в Днепре. Круглосуточно вели обстрел наших позиций и переправ через реку всем имеющимся у них вооружением. Это все длилось около полутора месяцев. Но врагу не удалось осуществить свои планы, мы стояли насмерть. Жертвы были огромные с обеих сторон. Обстрел шел такой сильный, что за один день кусты, деревья были превращены в щепки, земля распахана. В нашей батарее было 44 человека, из них 22 ранило, один был убит прямым попаданием снаряда в окоп. Но мы выстояли.

В конце октября, когда мы потеряли 2/3 личного состава и все орудия, досыта накормив вшей (а нас кормили 1 раз в сутки), нас отвели на переформировку, опять обратно переправили через реку на лодках ночью.

Получив пополнение людьми и вооружениями, нас перебросили под Киев. Ехали по сожжённым дотла хуторам. Здесь мы переправлялись уже по мосту, наведённому сапёрами ночью, а утром его убирали. В первых числах ноября мы окопались под Киевом. 4 ноября рано утром раскатилась артиллерийская канонада 1-го Украинского фронта, после которой мы пошли в наступление на Киев, 5 и 6 ноября Киев был окружен с трёх сторон, фашист был вынужден покинуть город, взорвав мосты и электростанцию в городе. 6 ноября ранним ясным утром мы уже ехали по главной улице Киева – Крещатику. 7 ноября мы праздновали далеко от Киева, продвигаясь по шоссе в сторону Житомира. Нашей истребительно-танковой бригаде было присвоено звание Гвардейской Киевской, и награждена она была орденом Ленина (об этом мы узнали гораздо позднее). Личному составу бригады объявили благодарность Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина, наиболее отличившиеся были награждены орденами и медалями. Я был награжден медалью «За боевые заслуги» и званием «младший сержант».

Осенью и зимой пришлось ликвидировать Корсунь-Шевченковскую группировку, где мы взяли в плен 10 дивизий и 1 бригаду. В этих сражениях потеряли часть личного состава и технику, почти всю, и были вынуждены прибыть на переформировку в Житомир, где получили новую технику и автомашины американского производства.

В апреле 1944 г. выехали на фронт под Тернополь, где столкнулись с «тиграми» и «фердинандами». Здесь меня 1 мая контузило. 26 июля освободили г. Львов, окружили и взяли в плен 5 дивизий, много лошадей – тяжеловозов, за что нашему полку присвоено звание «Львовский». Дальше Карпаты, река Днепр, Польша, река Висла. В январе пересекаем Польско-Германскую границу. В марте форсируем реку Одер, нас бомбят. 8 мая приняли последний бой под г. Циттау на границе Польши, Германии и Чехословакии. Встречаем победу 9 мая в 4 часа утра и едем в г. Циттау, завтракаем, едем по Чехословакии, где чехи встречают нас радушно: «Наздер! Наздер!», угощают, фотографируют. Четыре дня чехи нас угощали, звучали песни, кругом музыка. В июне меня включают в похоронную команду, и мы курсируем по местам боёв, выкапываем своих погибших товарищей.

Остаётся добавить, что домой, в Суксун, Алексей Яниев вернулся только в 1947 году.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

21