Меню
12+

Инфо-портал НЖ

20.07.2023 16:30 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 29 от 20.07.2023 г.

Морозково. Уголок влюблённых в жизнь

Автор: Инна Щеколова

Каждый населённый пункт Суксунского района хранит в себе неповторимую, иногда еле уловимую особенность. Порой нам, корреспондентам-путешественникам, кажется, что больше удивляться нечему: видели всякое, местность одна — быт и настроения жителей повторяются. Однако село или деревня обязательно находят чем удивить скептически настроенного журналиста. Так произошло и с Морозково. Что необыкновенного в обычной маленькой деревеньке, спросите вы? А я отвечу – люди. Открытые, жизнерадостные, доверчивые. Впервые так много и долго мы говорили о творчестве, счастье, жизненной философии и вере в достойное будущее.

Рады гостям. Стучусь в первый дом. Здесь живут Владимир и Анфисья Голицыны. Ко мне выходит Анфисья Илларионовна. Улыбается. Гостям рада. В своём жёлтом платочке она сама напоминает солнце.

На первый взгляд это обычная сельская семейная пара. Всю жизнь посвятили работе в колхозе. Но есть одна важная особенность, выделяющая семью Голицыных, – это любовь.

- Я никогда ни о чем не жалею, — говорит собеседница, — Жизнь идёт как положено. Мы с Володей прожили вместе во взаимной любви. А как же без неё воспитать, вырастить семерых детей? До сих пор с ним не расстаёмся.

Сегодня их старшему сыну Виктору пятьдесят. Младшей Анне – 33. Дом в Морозково – любимое место 20 внуков и 8 правнуков.

Владимир и Анфисья до сих пор содержат огород, кур. В прошлом году семья занималась и пчеловодством.

Анфисья Илларионовна уверена, что детей надо любить и ни в коем случае не обижать – вот и весь секрет семейного счастья. И тогда сыновья – орлы, дочки – красавицы и помощницы. Все устраиваются в жизни, уважают и радуют родителей.

- Вы такая воодушевлённая! – восхищаюсь жизненным настроем своей героини.

- С такой семьёй невоодушевлённому быть нельзя. Скучать не приходится. Да и людей люблю, — следует ответ, завершающий короткую беседу.

В малонаселённых деревнях увидеть ребёнка — большое счастье. Отъезжая от дома Голицыных, замечаю на дороге загорелого мальчишку.

Коля Устюгов без всякого стеснения, подробно рассказывает о своих недетских заботах. На его совести — прополка картофеля, досмотр за младшей сестрёнкой. Несмотря на это, рассудительный Коля послушным сыном себя не считает. Говорит, что маме с ним тяжело, порой он её совсем не слушает.

Внуки, хозяйство, творчество. Продолжаем знакомиться с населённым пунктом. Бросается в глаза яркий ухоженный дом Ираиды Фёдоровны и Сергея Борисовича Плотниковых.

Последние 30 лет семья жила в Кунгуре, оба работали в военной части. Сейчас — на заслуженном отдыхе. В ноябре Плотниковы встретят рубиновую свадьбу.

Дом, где сейчас обосновались Плотниковы, когда-то принадлежал родителям Ираиды. Его пришлось преобразить. Наличниками с родительского дома украсили небольшую композицию на надворной постройке. «Выбросить» память — рука не поднялась.

Сегодня семейный очаг наполнен детским смехом. Любимые внуки гостят у дедушки с бабушкой. Вместе с тем хватает забот по уходу за пчёлами, курами и кроликами. Свой творческий потенциал Ираида Фёдоровна реализует в саду. Двор Плотниковых наполнен креативными цветочными композициями. Сергей же увлекается поэзией и широко известен за пределами района.

Погружаясь в воспоминания о детстве, собеседница говорит о густонаселённых улицах родного Морозково, лете на речке, грибах, ягодах, огромном хозяйстве и весёлых зимних катаниях сельской ребятни на кошеве.

Помнит, как радостно было смотреть на строительство клуба и как горько наблюдать за его разрушением.

Несмотря на это, здесь, в Морозково, её сердце нашло покой.

На прощение собеседники искренне благодарят за визит.

- Приезжайте ещё, мы очень рады человеческому слову, — провожают меня Плотниковы.

Сила в вере. Далее меня принимает доброжелательная Анна Александровна Никифорова. Ей 95 лет.

Из истории населённого пункта долгожительнице известно, что около 300 лет назад в этих краях поселился татарин по имени Мороз. Так и назвали деревню в честь основателя.

Самое горькое детское воспоминание — война. Девчушкой, не понимая серьёзной озабоченности взрослых, она следила за деревенской суетой. Тогда пришло известие о сборах на передовую. Ей всё казалось весёлой игрой, обязательно со счастливым концом. Сегодня сквозь слезы вспоминает каждого из морозковских мужиков, ушедших на фронт. Их строгие лица перед глазами до сих пор.

После четырёх классов пошла работать. Так велел отец-фронтовик: матери по хозяйству надо помогать. С другими ребятишками пасли коров. В ту пору около селения стаями бродили волки.

- Коров пасём, тут же волки ходят, — говорит Анна Александровна. – Странно, ни детей, ни коров они не трогали. А вот телят время от времени таскали.

Судьба продолжала испытывать Анну на прочность. Трудясь на ферме, деревенским девчонкам приходилась самостоятельно заниматься заготовкой дров. Как-то молодой парень Пётр предложил помочь. Взяв в руки топор, ударил по дереву, не заметив рядом лежащую руку Анны.

Удар топора пришёлся по руке девушки, оставив на теле след на всю оставшуюся жизнь. После чего то ли из жалости, то ли по любви Пётр женился на Анне. Вместе они прожили 66 лет. Он – комбайнёр, она — на ферме за коровами и телятами догляд вела. Анна Александровна числилась в передовиках. Её поощряли грамотами, подарками, ставили в пример на партийных собраниях.

Сегодня для неё награда — три дочери, шестеро внуков и славные правнуки.

Считает, секрет долголетия до безумия прост – вера в Бога. О церкови в Журавлях говорит с радостью и благодарностью. Большим праздником в её жизни стало посещение кунгурского храма в канун Рождества.

Тут же отчётливо вспоминает, как в лютый мороз на санях возили молоко в Кунгур. Там литр стоил 80 рублей. Вместе с двоюродной сестрой Нюрой, погрузив на сани 20 литров молока, они отправляются в путь. Сначала пешком до Кишерти, там останавливаются с ночёвкой у тётки. А на следующий день вдоль железнодорожных путей шагают до Кунгура.

- Санки–то наши буд-да-буд по рельсам. Поезд мимо нас промчится, запурхает нас снегом, — смеётся рассказчица.

Добравшись до зала ожидания в Кунгуре замечают, что молоко замёрзло. Ранним утром отправляются на базар. Случались и неудачи. Как-то девчонка литру украла. Сколько заработали тогда денег, не помнит, однако кроличьи воротники, купленные на вырученные монеты, память рисует отчётливо.

Обратно решили добираться поездом до станции Шумково. Ждали свой поезд. В это время, в 1943 году, мимо проезжал эшелон из Сибири, парней везли на фронт.

- Мы стоим на перроне. Тут же толпятся девки. Ребята-красавцы, обмундированные, выпрыгивают из вагона. Обнимают кунгурских девок. А Нюра была здоровая. Они и её обнимают. А я маленькая, неприметная. Меня никто не обнял, — с улыбкой вспоминает Анна Александровна.

Кажется, рассказам долгожительницы не было конца. Женщина не хотела прощаться. По-детски радовалась вниманию и возможности поведать истории о былом. А я восхищалась её обаянием, лёгкостью и мудростью.

Во время бесед земляки ни разу не пожаловались на отсутствие магазина, ФАПа, работы. Конечно, факт строительства газопровода и ожидание пуска голубого топлива в деревне греет души жителей. Однако темы любви, творчества, семейных ценностей, веры в доброе и светлое здесь гораздо важнее бытовых.

Справка НЖ

Сегодня в Морозково проживают 52 жителя. Из них 7 — до 18 лет, 24 человека в возрасте от 19 до 59, 21 — старше 60 лет. В деревне насчитывается чуть больше 30 домовладений.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

284