Меню
12+

Инфо-портал НЖ

04.05.2023 13:18 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 18 от 04.05.2023 г.

Дневник горького пути

Автор: Инна Щеколова

Семьдесят восемь лет назад окончилась война, однако её ужас, боль и страх не отпускают до сих пор

Накануне годовщины Великой победы мне удалось познакомиться с красивой, интеллигентной, улыбчивой Валентиной Фёдоровной Панфиловой. Восхищаясь правильными чертами её лица, я никак не могла поверить, что этой хрупкой женщине довелось пережить раннюю гибель отца, саратовский детдом, долгую эвакуацию под пулями и мучительный голод. Обо всех событиях того страшного времени она написала в дневнике, отрывки которого легли в основу сегодняшней заметки.

Своего папу, капитана пограничной заставы, Трегубова Фёдора Валерьяновича, уроженца деревни Пеганово, Валентина Фёдоровна помнит отлично. В Ломже, военном приграничном городке Западной Белоруссии, где обосновалась многодетная семья Трегубовых до войны, её настоящее счастливое детство длилось совсем не долго. В памяти часто всплывает выразительный эпизод: обед, отец, как всегда, в форме за кухонным столом. Мама настоятельно просит непоседливую Валю не докучать ему во время трапезы. Но четырёхлетняя малютка очень просит любимого папочку покачать её на качелях. Он не отказывает своей малышке. Второе яркое воспоминание связывает её, папу и брата Жору, гуляющих по белорусскому рынку. Обаятельные местные женщины продают овощи и фрукты. Набрав продуктов, по озарённой солнцем городской улице они, счастливые, возвращаются домой. Фёдор Валерьянович души не чает в своих детках и любой жене Оле.

22 июня 1941 года. Накануне Фёдор увозит Ольгу в минскую больницу. Больше Валентина Фёдоровна никогда не увидит отца. За старшим Жорой, Валей и младшей Ритой остаётся доглядывать нянька-полячка Чася. Ранним июньским утром в чёрном от дыма небе кружат немецкие самолёты с крестами. Чася кричит: «Ребятки, вставайте! Война началась!» Она наскоро натягивает на них в несколько слоёв детскую одежду и отправляет плачущих малышей на автомобилях с другими детьми военных. Рыдающая нянька успевает лишь кинуть в машину одеяло и крикнуть: «До свидания, дети!». Объезжая падающие мины, череда автомобилей направляется к железнодорожной станции.

Далее тянутся долгие дни и холодные ночи эвакуации: бомбёжки, товарные вагоны, сирены, мучительный голод, вереница нескончаемых чужих смертей и отчаянный бой трёх малюток за право жить.

- Немцы стреляли с самолётов. Свист пуль постоянно резал слух. Думали, что погибнем. Тогда Жоре было 7, Рите — 3 года, а мне – 5, — напишет позже в своём дневнике Валентина Фёдоровна.

О саратовском детском доме на страницах тетради она расскажет про голод и захватчиков. К воспитанникам явились оккупанты, говорят что-то на немецком. Становится известно, что в планах у врагов взорвать детский дом. Потому ночью воспитатели уводят всех детей в лес. Там для них подготовлен палаточный городок. После освобождения Саратова целыми и невредимыми воспитанники возвращаются обратно.

Вскоре в детдом приезжает Ольга Трегубова. В худых, усыпанных коростами, стриженых наголо детдомовцах она не узнаёт своих крох. «Это не мои дети» — истошно кричит женщина. Воспитатели детдома показывают пальтишки, надетые на детей при поступлении. «Мои…» — тихо произносит исхудавшая и измученная долгими поисками Ольга Николаевна. Однако сёстры не спешат узнавать в чужой женщине родные черты матери. Ситуацию разрешает старший Георгий: «Это наша мама, я пойду с ней!»

В Суксуне. После этого в 42-м семья возвращается на Урал, родину папы и мамы, Суксунский район. Здесь нет войны, но царит всё тот же лютый голод.

- Спали плохо: кричали по ночам, плакали, вскакивали во сне, так сильно мы были напуганы войной, — запишет позже в своём дневнике Валентина Фёдоровна.

В Суксуне семья снимает квартиру, заводит козу, Жора идёт в школу, девчонки — в детский сад.Туда ребятня приходит со своей едой. В мешочках сёстры Трегубовы приносят немного картошки, молока и хлеба.

- Помню, воспитательница объявит: «Завтрак!» И мы идём в раздевалку за мешочками и едим, — подробно объясняет Валентина Фёдоровна. – Но не у всех имеется завтрак. Дети плачут от обиды и голода, а мы стараемся делиться с ними последним.

Семья не доедает. В военкомате Ольге Николаевне дают направление в Курскую область. Так в 1943 году семья оказывается в военном, освобождённом от немцев Рыльске.Там маленькая Валя идёт в школу, точнее, в разрушенное войной здание.

- В школе дети были грустными, плохо питались, плохо одевались. В большую перемену нам давали завтрак: 50 граммов чёрного хлеба и 1 кусочек сахара. Этого завтрака мы ждали, как праздника, — много лет спустя выведет она аккуратным почерком в тетради.

9 мая 1945. По разрушенному военному городку едут автомобили с солдатами. Дети, старики, женщины ищут в мимо проезжающих мужчинах своих родных. Кому-то везёт – после тяжёлой разлуки счастливые люди обнимают и целуют своих отцов, мужей, сыновей.

Жора, Валя и Рита вглядываются в черты каждого бойца. Папы среди них нет. Убитые горем, плачущие ребятишки возвращаются домой.

Ольга Николаевна, как может, успокаивает кровинушек: «Когда-нибудь папа обязательно вернётся».

Позже, спустя много десятков лет, Валентина Фёдоровна узнает, что её отец, капитан Трегубов, вместе с 28 артиллеристами погиб первым под лавиной наступающих немцев. Погиб Героем.

- Так и не вернулся наш любимый папа. Что поделаешь? Виновата война. Прошло много лет, а мне кажется, будто вчера всё было, — вытирая горькие слёзы, говорит Валентина Фёдоровна. – Почему Жоре, Рите и мне удалось выжить?Я не знаю. Бабушка, говорила, что Бог спасал и берёг, она каждый день молилась за наши жизни. А я всем сердцем благодарна солдатам, защищавшим Родину, добрым людям на нашем пути, которые помогали, защищали, кормили. В канун праздника Победы желаю всем мирного неба.Трудитесь, радуйтесь жизни и будьте счастливы!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

104