Меню
12+

Инфо-портал НЖ

16.06.2022 11:09 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 24 от 16.06.2022 г.

У нас такая доля – деревней дорожить!

Автор: Галина Кукла

Центр развития культуры и Русский центр провели замечательный праздник «В Сыру на Троицу!»

Разве может остановить земляков дождливая погода, когда хочется праздника?! Когда за время пандемии так по ним соскучились. Когда организаторы подготовились так, что интерес к мероприятию перевешивает все неудобства в виде мокрой травы и струй дождя сверху.

Название праздника «В Сыру на Троицу!» говорит за себя, ведь именно на этот день намечена реализация одноимённого проекта по гранту Центра по реализации проектов в сфере культуры при краевом Минкульте, выигранного нашим центром развития культуры (КДЦ).

Поэтому с раннего утра, а правильнее сказать, ещё с вечера, на огромной поляне над селом идёт масштабная подготовка. Распределяют площадки для многочисленных мастер-классов, отводят участки кашеварам, завозят и устанавливают необходимую атрибутику, в частности, ткацкий станок и разные высокие подставки под реквизит. Прямо на наших глазах подъезжает трактор с гравием, и Дмитрий Дунаев, ловко орудуя лопатой, засыпает самую большую лужу на пути к месту празднеств. В центральной части поляны – новенькая, ещё пахнущая деревом сцена, обрамлённая белыми берёзками – Троица же!

Такая вот проходочка! И вот, когда дождь усиливается, в гору по дороге, ведущей к поляне, поднимается шествие – это знаменитая сыринская «проходочка». Под задорные наигрыши гармошки Сергея Рыщина и весёлые напевки народ вместе с праздничной процессией устремляется к сцене. Открывает торжество любимый всеми танцевальный ансамбль «Сюрприз» под руководством Татьяны Сухаревой. Забегая вперёд, скажем, что этот коллектив стал поистине украшением праздника, выдав множество танцев. Парни и девчонки, невзирая на сырую погоду, промокшие наряды и запачканную обувь, отплясывают с завидным азартом. Как сказочные птицы порхают они на сцене и рядом с нею.

Сразу с тремя праздниками – Днём России, Троицей и 375-летием Сыры поздравляет собравшихся заместитель главы администрации округа Елена Сивковская, желая сельчанам и гостям согласия, здоровья и благополучия..

А я люблю деревню! Любовь к селу, к землякам проходит красной нитью во всех выступлениях сыринского ансамбля Русского центра «Долинушка» и ведущей Любови Клепаловой. Чего стоят слова их песни, звучащие предельно искренне: «А я люблю деревню за крики петухов, а я люблю деревню за песни стариков, плохое всё забудем, добра не пережить, у нас такая доля – деревней дорожить»… Любовь Анатольевна называет своих земляков самыми добрыми людьми и отмечает со сцены всех, кто неравнодушен к судьбе села, кто всегда помогает в работе ДК и Русского центра: Виктора Клепалова, Михаила Кабанова, Валерия Кузнецова, Наталью Белоусову, Надежду и Александру Крашенинниковых, семью Дунаевых – Владимира, Елену и их сыновей Данила и Дмитрия. И ещё многих и многих…

Руководитель Центра развития культуры Алина Мамаева тоже поздравляет всех с праздниками, благодарит организаторов, в частности, Светлану Сметанину, Любовь Клепалову, Галину Дьякову и других, а также волонтёров культуры – своих коллег из разных учреждений, которые помогают на этом значимом мероприятии.

Завивали девушки берёзку, силу испытали мужики… Светлана Ивановна тут же организует всех на Троицкое гуляние, с хороводами, с завиванием берёзки в центре огромной поляны, с игрой в ручеёк.

Алина Васильевна зычным голосом зазывает мужчин и мальчишек на интересные состязания, ведь приехали известные силачи – Александр Низовкин и Леонард Гейдебрехт, которые сначала популярно объясняют, в чем заключается армрестлинг и мас-рестлинг, а затем выступают судьями.

Тем временем на сцене, сменяя друг друга, выступают районные коллективы: «Зоренька» из Ковалёво, «Родня» из Сабарки, «Рассвет» из Ключей, солист Михаил Элькинд и дуэт из Брёхово.

А под песню-поздравление Сергея Подборнова зрители вообще начинают вовсю танцевать у сцены, чтобы согреться (в том числе и автор этих строк), за что их одаривают шикарными венками из полевых цветов и берёзовых веток. А на сцене в это время чествуют представителей четырех поколений, наряженных в русские костюмы: Лидию Белоусову, её дочку Татьяну Клепалову, внучку Марину Бурову и правнучку — маленькую Катюшу Бурову, которая, ничуть не тушуясь, читает стихи о своей династии.

Не перевелись у нас умельцы! Пройдёмся же по разным площадкам праздника, которых здесь великое множество.

Под звон разномастных колокольчиков, обрамляющих указатель «История Сыры», эту самую историю рассказывает и показывает библиотекарь Елена Дунаева, а подмогой ей служат ею же созданные кубы из картона, на которых поместились страницы летописи.

Давняя подруга Мария Белоусова оказывается мастерицей по плетению старинных поясов, а я почему-то обещаю пояс 1904 года, который хранит Надежда Сысольцева, Ираиде Копорушкиной.

Да-да, постарались не только сыринцы, но и ближайшие соседи, жители Копорушек. Ираида Александровна, кстати, ведёт мастер-класс по изготовлению изделий из бересты. А Ольге Кузнецовой муж Алексей установил настоящий ткацкий станок, на котором, укрыв его приличных размеров плёнкой, она, сама поливаемая дождиком, показывает желающим, как надо ткать половики.

Ба! Кого видим! Это уже соседи нашей газеты, педагоги ДШИ: Екатерина Филиппова учит подошедших ребят лепить замечательных петушков из глины, а Оксана Цепилова – расписывать прялки в стиле Обвинской росписи. Встречаем ещё суксунцев, не оставшихся в стороне от общего действа.

- Опаздываете, — говорит Игорь Рудаков, помогающий супруге Алёне, педагогу Дома детского творчества — она уже четвёртую партию выдаёт, из которой девчонки кукол и зайчиков мастерят! И сами, и с родителями!

Из этого же учреждения, оказывается, работает на поляне и народная дружина – педагоги Сергей Таипов, Светлана Проскурякова и Ольга Дьякова.

Рукотворную красоту представляет мастер плетения из ротанга Наталья Рогожникова, а Алла Собакина – печатные пряники, признаваясь, что это её «проба пера». «Гостинцем из Сыры» торгует Алевтина Мочалина. Отмечу, что главным в этом подарке была специальная лицензированная мазь от Любови Третьяковой – чудодейственное средство (испытано на себе –авт.). Тут же парёнки из русской печи от Надежды Ладыгиной, варенье из ревеня и одуванчиков, чаи из трав, собранных на сыринских просторах…

Для ребятишек – игровая площадка «Калечина-малечина». Хозяйками здесь – Елена Ганиева и Екатерина Мехоношина из Тиса.

А чуть поодаль дымятся костры. Представители самых распространённых сыринских фамилий (об этом чуть позже) готовят столы. И вот уже на одном костре прямо в казане жарятся караси, на другом – варят тут же настряпанные пельмени. Отдельная кухня под руководством Нины Ярушиной и Галины Лягаевой — для артистов. Хотя автор этих строк к таковым не относится, однако, меня тоже угостили вкуснейшей ухой, за что премного благодарна Марии Максимовне Мезенцевой.

Эх, Семёновна! На сцене к той поре местные коллективы сменяет приглашённый из Перми – фолк-группа «Кружево». Параллельно идёт ещё один конкурс – «Эх, Семёновна!». За висящими на высокой арке половиками, как за кулисами, соревнуются частушечники – сабарская «Родня» и ковалёвская «Зоренька», которым помогает лучший гармонист Михаил Сычёв, а также дуэт из Брёхово, где о руководителе клуба Нине Поповой её коллега говорит: «Она петь начала, когда её мать родила»!(Гармонист — Александр Конев). Поедуги защищает только Валентина Соломатина с гармонистом Михаилом Корняковым. Состязания проходят аж по пяти номинациям под чутким вниманием жюри в составе Тамары Плотниковой и Руфины Русиновой, которых оригинально, в соответствующем стиле представляет ведущая Любовь Клепалова. Особенно стараются женщины в номинации «Стенка на стенку», тут идут в ход частушки и позабористее. Побеждают девушки из Сабарки.

Здесь моя фамилия триста лет живёт. Под занавес праздника оставляют самое интересное. Даже ведущая Любовь Клепалова догадывается, что все ждут этого момента – выхода представителей самых распространённых сыринских фамилий – Крашенинниковых, Русиновых, Третьяковых, Клепаловых. Почти каждая из них известна с начала 18 века.

Литмонтаж Крашенинниковых завершает чуть ли не брейк в исполнении маленькой помощницы Валерии.

Потому-то первым носителем фамилии был русоволосый человек, от этого она и произошла.  Русиновы, вплетя русые косы, нарядившись в сарафаны и взяв в руки трещотки, дефилируют по сцене.

Фамилию Третьяковых представляет Владимир, третий сын в семье – ведь отсюда происхождение фамилии.

Интереснее и показательнее всех защитили свою фамилию Клепаловы, и это не только моё мнение. Ради их настоящего спектакля стоило ждать завершения праздника. Пересказывать его – пустая затея. Это надо было видеть! Представьте только: статные мужчины, сыновья Галины, старшей дочери из десяти детей, к сожалению, ныне покойных Вячеслава и Валентины Клепаловых, нарядившись в русские рубахи, повели сказку. Однако, как говорится, сказка – ложь, да в ней намёк. Великий смысл был скрыт за их волшебной речью. Не только о том, как возникла фамилия от слова клепать, но и как продолжается она согласно этому же значению. Как подхватили братья Клепаловы разваливающийся колхоз. А главное – как всю жизнь все дела вершили вместе. Что семья – это когда вместе близкие, родные, любимые люди. Как доказательство тому – выход группа за группой разных поколений Клепаловых – со счёту сбиваешься пересчитать! Самые младшие, некоторые – совсем крошки, звонко читают стихи. Чего только стоят известные, прозвучавшие в фильме «Брат-2»: «Я узнал, что у меня есть огромная семья…» Восхитившись выступлением Клепаловых, вроде бы не хочется повторять банальное: «И будет жить Россия, пока жива семья». Но ведь это действительно так!

Русский центр - это не только праздники

НКО «Русский центр», играющий, прямо скажем, ключевую роль в организации праздника «В Сыру на Троицу!» зарегистрирован как некоммерческая организация в марте 2008 года. С некоторых пор он и дислоцируется прямо в Сыре. Второй год возглавляет его культорганизатор Сыринского дома культуры Галина Дьякова.

В Уставе этой НКО прямо записано, что она осуществляет свою деятельность как общедоступный центр общения, духовного развития, изучения, сохранения и пропаганды исторических ценностей русского народа, населяющего Суксунский район.

Надо заметить, что основные участники этой организации как раз действуют согласно Уставу. Сейчас здесь работает интерактивная площадка «Посиделки в Русской избе». Когда-то эта самая изба занимала небольшой уголок в местной библиотеке, но благодаря участию в конкурсах «59 фестивалей 59 региона» и инициативного бюджетирования удалось выделить помещение прямо в клубе. Более того, получилось разжиться предметами быта, которыми пользовались предки. Очень помогла местная школа, передав сюда при закрытии экспонаты музея образовательного учреждения. Да и земляки не остались в стороне: поискав по своим чуланам, принесли немало дельных вещей.

Теперь небольшой коллектив Русского центра принимает здесь гостей, как говорится, «со всех волостей». Сначала рассказывают им историю села, встречая у входа в Русскую избу хлебом-солью.

- Гостям всё интересно, — говорит председатель Русского центра Галина Дьякова, — рассказываем, что сами узнали от мам и бабушек. Как раньше строили дома, как устраивали пол плахами, скоблили его дресвой, за которой ходили на речку, какую роль играла в то время печь…

- У нас Любовь Анатольевна Клепалова — мастак находить исторические факты, — продолжает Галина Ивановна, — каждый раз преподносит что-то новенькое, иной раз такое расскажет, что и мы впервые слышим!

Женщины вспоминают разные старинные обряды своей территории, к примеру, как жених приходит свататься в дом невесты, ни разу до этого её не видав.

Гости с удовольствием садятся за ткацкий станок, установленный здесь (заправлять его в своё время помогла Ираида Копорушкина): ткать половики. Можно погладить бельё рубелем. Или сходить с коромыслом за водой. Или подивиться на лоханку, которую ставили в печь в банный день и в которой мылись. Или специальной лопатой – садником — «посадить» в печь каравай. Или сбить мутовкой масло в горшке. Особая гордость – специальный тяжёлый предмет, с помощью которого изготавливали печатные пряники.

- Никто из гостей не может догадаться, для чего он служит, — радуются находке женщины и продолжают перечислять экспонаты своего детища с мудрёными для непосвящённого названиями: ботало, кочеток и т.д.

Потом поясняют, что так называемая экскурсия – посещение Русской избы длится около двух часов. Потому что затевают с гостями русские народные игры: «А мы просо сеяли», «Ручеёк», «Горшки и хозяева» и т.п.

После «разогрева» на играх хозяева ещё больше раззадоривают гостей песнями, ведь вокальный коллектив «Долинушка» в полном составе – участники Русского центра.

А уж вместе с песнями и застолье поспевает. С пирогами-шаньгами, домашними заготовками, припасёнными женщинами из «Долинушки». И даже наливочка местная!

- Никто никогда не отказывается приготовить что-нибудь, испечь для посетителей-экскурсантов, говорит Галина Ивановна, и перечисляет своих добровольных помощниц. Это Любовь Клепалова, Мария Мезенцева, Любовь Третьякова, Тамара Плотникова, Татьяна Клепалова, Таисья Некрасова, Галина Булатова, Руфина Русинова.

В основном, по словам руководителя центра, они работают с частным экскурсоводом Людмилой Куликовой и чаще всего гости «Посиделок» — отдыхающие курорта «Ключи». Однако не только они по достоинству оценили здешний приём. Руководитель Русского центра гордится тем, что у них побывали и «дальние» гости – из Германии и Таиланда, Новосибирска и Омска, Перми и Екатеринбурга…

Благодаря активности руководителя и её единомышленников слава о Русской избе «бежит» далеко. Вот уже «просятся» на экскурсии клиенты турфирмы из Кунгура, женщины готовятся сотрудничать с Пермскими турфирмами…

Это ли не развитие сельского туризма в отдельно взятом населённом пункте округа?! И земляки заняты и чувствуют свою востребованность, и горожанам интересно, ведь есть такие, что не видали ни русской печи, ни коромысла.

А уж после того, как здорово Русский центр отработал все свои задумки на празднике Троицы, сомневаться не приходится: впереди у него большая насыщенная жизнь!

Кстати

На сегодня некоммерческие организации играют большое значение в развитии Пермского края. Своими проектами они помогают решать важные социальные задачи, что позволяет повышать качество жизни людей. На сегодня их в Пермском крае зарегистрировано более 3500 и они помогают людям всех возрастов.

Ранее Президент РФ В. Путин делал акцент на том, что России нужны тысячи организаций, которые готовы брать на себя ответственность, выступать надежным партнером государства в социальной сфере. «В такие НКО, как правило, объединяются люди, остро чувствующие свой гражданский долг, понимающие, как много значат милосердие, внимание, забота, доброта. Надо использовать их предложения и опыт, в том числе при реализации социальных инициатив», — отметил Президент РФ В. Путин.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

100