Меню
12+

Инфо-портал НЖ

28.10.2022 08:32 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 43 от 27.10.2022 г.

Род мой – сила моя

Автор: Инна Щеколова

Церковь в селе Сыра, 1930-е годы. Фото предоставлено Аделью Русиново

Из материалов Адели Русиновой, внучки сыринского волостного писаря Кирилла Русинова

За каждым из нас с самого рождения стоят судьбы сотни родственников-предков. Имя и фамилия человека — не просто сочетание букв, это история, к которой рано или поздно обращается каждый. Причины ворошить прошлое всегда свои. Кому-то важно понимать причастность к чему-то большему, чем просто «я». Кто-то изучает историю государства, неразрывно связанную с хроникой рода. Для кого-то –возможность перенять ценности, с давних пор лежащие в основе семьи.

Но одинаково и точно для всех одно — это знание даёт особую силу и новое ощущение жизни. А ещё — ответственность за наследие перед потомками.

В веренице обычных житейских забот Адель Русинова из Санкт-Петербурга часто задумывалась о жизни своих прародителей, их прошлом. Кто они? Чем занимались? Во что верили? В зрелом возрасте Адель Александровна принимает для себя важное решение — заняться созданием семейного древа. С тех пор уже более десятка лет она ищет те самые ниточки, ведущие к далёким родным людям.

История жизни родственников по отцовской линии, которые селились на суксунской земле, к сожалению, оказалась довольно скупой на факты. Однако Адель Александровна сумела накопить весьма обширный материал. Труд получился на 140 страниц. В нём собраны важные эпизоды жизни родственников и по материнской линии, где, как утверждает героиня публикации, с поиском фактов ей повезло больше.

- Считать работу законченной никак нельзя, — в одном из писем к нам обратилась Адель, — надеюсь, то, что я собрала, найдёт отклик в сердцах ваших читателей. А ещё верю, после публикации в газете обязательно появятся новые интересные фрагменты из истории моего рода.

Сегодня и в следующем номере в рамках проекта «Легенды и были земли суксунской» мы поделимся некоторыми отрывками из материалов, бережно собранных женщиной, чьи предки навсегда оставили след в истории Сыры, Торговища и всего Суксунского района.

Возникновение Сыры. Как известно, несколько сотен миллионов лет назад на холмах, горах и равнинах нынешнего Суксунского района расстилалось Пермское море. Со временем оно исчезло, оставив на нашей земле десятки речушек. Главной причиной освоения земель нынешней Сыры и стала небольшая речка средь холмов и лесов, длина которой всего-то 20 км.

По одной из версий становления села, на берегу поселился богатый татарин Насыр или Сырай и построил первые дома. От его имени и пошло название Сыра, а речки – Сырка. Так в 1647 году было положено начало селу.

В Кунгурских актах XVII века упоминается другая дата возникновения населённого пункта – 1657 год, и связана она с именем сыринского татарина Турсубайка Терегулова.

Во времена Демидовых территорию Сыры наряду с Торговищенским острожком постепенно осваивает русскоязычное население. Поселение делится на две части: на горе, как правило, дома строят зажиточные люди, а под горой – бедные крестьяне.

В селе строится церковь Святой Троицы, позже — колокольня, сооруженная без единого гвоздя в восемнадцатом веке. Сегодня древняя сыринская колокольня красуется в парке Хохловского музея деревянного зодчества.

Деревянная шатровая колокольня

Колокольня из Сыры – единственное сохранившееся в Прикамье деревянное сооружение такого типа. Она была построена в 1781 году для Свято-Троицкой церкви в селе Сыра Красноуфимского уезда. Позже церковь закрыли в 1941 году. После закрытия и передачи здания Сыринскому сельсовету она использовалась с 1941 по 1945 год как зернохранилище. В феврале 1945 года здание церкви было передано под школу, а колокольня использовалась для хозяйственных целей колхоза «Память Ленина», не ремонтировалась и обветшала – сруб накренился и мог обрушиться в любой момент.

В июне 1969 года колокольня была обследована экспедицией областного управления культуры, а в 1972 году перевезена на территорию будущего музея «Хохловка». В 1973-1974 годах строение собрали и отреставрировали по проекту известного пермского архитектора-реставратора Гершена Канторовича – одного из инициаторов создания музея под открытым небом.

В этом году памятник архитектуры XVIII века был отреставрирован методом полной переборки.

Впереди остался завершающий этап обновления здания – монтаж колоколов. Он пройдёт в конце октября. Согласно проекту, будут подвешены 10 колоколов, общий вес которых составит более 700 кг. Колоколов на колокольне не было не только за весь период, пока она находится в «Хохловке», но и долгое время до того. Поэтому смело можно заметить, что это её первые колокола за последние, как минимум, полвека.

Подробнее: https://www.newsko.ru/news/nk-7430097.html

Понемногу в небольшом селении развивалась и промышленность. Сооружается маслобойка на месте, известном сегодня, как Пастуховская дорога.

Первую мельницу на селе строят за домом М.П. Черкасова, ныне это домовладение Д.С.Копорушкина. Мимо мельницы проходит дорога в деревню Сидорово, позже на этом месте появится электростанция, а в селе — электричество.

Как свидетельствует Пермская летопись, по селу проходит знаменитый Сибирский тракт, строившийся десятками лет. В 1834 году образовывается Сыринская волость, которая объединяет 32 населённых пункта. В 1883 году на территории села открывается и собственное училище, сегодня на этом месте расположен частный дом Ю.А. Мезенцева. Содержалось сельское учебное заведение на средства земской управы. Законоучителем училища числится священник Иоанн (Иван Михайлович Луканин).

По крупицам. Адель Александровна рассказала, что родословную династии Русиновых получилось проследить с XVII века, когда упоминание о них впервые появилось в переписях. Откуда и когда пришли её предки на Урал — выяснить не удалось. Однако рассказчица уверена, что Русиновы, прямые её прародители, проживали в сёлах Торговище и Сыра.

Чтобы выстроить предков в генеалогическую линию, Адель использовала переписи, ревизские сказки, метрические книги, находящиеся в Пермском Госархиве. Искательнице повезло, часть документов оцифрована и есть в общем доступе в интернете, хотя не обошлось и без поиска данных с помощью специалистов по генеалогии.

Кроме того, в процессе работы удалось выявить ряд интересных закономерностей. К примеру, в ревизских сказках и переписях указан возраст со слов самого человека, что часто бывает ошибочным. В некоторых случаях встречаются разные даты, поэтому год рождения приходилось вычислять приблизительно. Что касается даты смерти, то её и вовсе указывали редко. Найти год гибели можно лишь в тех случаях, когда произошло это в период между двумя ревизиями или запись о смерти всё же есть в доступных метрических книгах.

Женское население начали учитывать только с 3-ей ревизии, то есть с 1762 года.

«Вести поиск по метрическим книгам непросто – надо знать хотя бы приблизительные даты жизни родственников, место проживания и принадлежность церкви. Мне пришлось просмотреть все доступные метрики, где упоминается Сыра, так как для обращения к частному генеалогу необходимы именно такие уточняющие данные», — пояснила рассказчица.

Откуда пришли. В Чердынском районе до сих пор имеются два населённых пункта с названием Русиново. Поэтому, не без оснований, можно предположить что, эти поселения образовали предки или однофамильцы Адели. А после оттуда распространились на другие территории Пермского края. Откуда Русиновы пришли в Чердынский район – неизвестно. Поскольку край этот осваивался в основном новгородцами, есть вероятность, что с этих территорий они и прибыли. В словаре имён говорится, что фамилия Русинов распространена на севере, откуда позже пришла в Зауралье.

- Фамилия, очевидно, происходит от нецерковного имени Русин. В писцовых книгах Н.В. Борисова и Д.А. Кикина Казанского уезда, куда входили и Пермские земли 1566-1568 гг., мне 6 раз встретилось имя Русинко, даже поп Русин, хотя имя, повторюсь, нецерковное, — пишет Адель.

Краевед Евгений Шумилов в книге «В поисках своих предков» пишет о происхождении фамилии так: «Русинов – фамилия известна в Карагайском, Чердынском, Ильинском районах. Родоначальником Карагайских Русиновых был усолец-мельник Степка Панфилов сын Русинов, пришедший сюда в 1652 году. Предок Ильинских Русиновых – Тимофей Иванов сын Русинов, выходец из дер. Сметанино Важеского уезда. Он жил в деревне Кленовая в 1700 году».

Немало метрических книг, сказок, церковных документов пришлось перебрать Адели. Фамилия почти не встречалась в Свердловске, хотя в селениях Пермского края – Сыре, Кленовой (Частинский район), в Свердловской области — Красноуфимске, Артях — Русиновых попадается много. А в соседней с районом деревне Быково – почти каждый второй житель носил эту фамилию.

Продолжение в следующем номере

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

135