Меню
12+

Инфо-портал НЖ

13.11.2013 12:58 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Рядом с Олимпиадой

Когда-то, на заре туманной юности, мне здорово повезло: удалось в составе группы спортсменов и комсомольских активистов побывать на Олимпиаде-80. И даже, как некоторые наши сограждане, уронить слезу на стадионе в Лужниках, когда улетал олимпийский Мишка. Воспоминания эти вспыхнули с новой силой в связи с приближением Олимпиады -2014 в Сочи. Оставалось только вздыхать, понимая, если на московскую олимпиаду я попала абсолютно бесплатно, то в нынешнее время такого точно не предвидится.

Какова же была моя радость, когда Союз журналистов пригласил нынче на традиционный творческий фестиваль «Вся Россия — 2013». О том, что он пройдёт в Сочи, мы узнали ещё в апреле на съезде журналистов в Колонном зале Москвы, на который  мне посчастливилось быть избранной делегатом от краевой организации. Уже тогда пронзила счастливая мысль: хотя бы можно будет посмотреть  почти готовые олимпийские объекты!

Купание, учёба, джаз…

И вот мы с коллегами в Сочи. Если в предыдущие годы в это время (начало октября) можно было ещё вовсю купаться, то нынче погоды не было совсем. Хотя температура воды 19 градусов для нас – ерунда: купание  в Сылве, а тем более в Иргине  и похолоднее бывало, но тут – ежедневный шторм, аж до пяти баллов! Постоянно предупреждают через мегафон, что купаться запрещается. Приходится окунуться и — на берег. Правда, возле гранд-отеля «Жемчужина», где мы поселились, имеется бассейн с морской водой, но там её температура + 27! Валяешься в нём, как варёная сосиска. Так что всё свободное время пришлось учиться, хотя очень люблю поговорку «Учёного учить – только портить!»

А поучиться было чему! Через  участие  в работе круглых столов, дискуссионных площадок, мастер-классов и семинаров. Наверное, я бы еще долго, варясь в собственном соку, не   узнала о новшествах в современном российском законодательстве о СМИ, если бы не посетила тренинг директора центра защиты прав СМИ Галины Араповой. Простым доходчивым языком директор рассказывала об ошибках газетчиков и приводила массу примеров их защиты в судах. Кстати, с представителями региональных судов  некоторых регионов, в том числе и Пермского края, мы тоже встречались. А общение с себе подобными со всех городов и весей?! Секретарь Союза журналистов РФ Владимир Касютин, семинары которого мы считаем особенно полезными и стараемся не пропустить ни одного, организовал медиафорум, где делились бесценным опытом редактора разных газет.  Побывали на вечере памяти Юрия Щекочихина, который говорил о себе, что сначала он журналист, а уже потом –политик. Ведущий, уважаемый нами редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов,  с коллегами вот уже в течение десяти лет пытаются раскрыть тайну его гибели. Творческий вечер Владимира Вишневского порадовал остроумными  цитатами  из уст самого мэтра. Если кто помнит, к примеру, «в готовности к облому наша сила»…

А поскольку в вечерних программах фестиваля не было ничего такого знаменательного (не пригласили к нам, к примеру, хор Турецкого, который просто «отжигал»  на съезде журналистов) , а премьеры фильмов, представляемые сценаристами и режиссёрами, нынче как-то нас особо не вдохновили, мы с коллегой из Октябрьского решили, как обычно,  проявить самостоятельность. И правильно сделали! В полнейший восторг и восхищение пришли от просмотра мюзикла «Екатерина Великая» в исполнении Свердловского театра музкомедии, который гастролировал в эти дни в Сочи. Кажется, ничего подобного я раньше не видела! А также от «Короля джаза» в концертном зале «Фестивальный», вели который Яна Чурикова и Станислав Бэлза. Исполнители – от Австралии до Америки – бесподобны, вот что значит – живой звук!

И это столица?..

Но, всё это пишу так, «галопом по Европам», потому что основная моя цель  всё-таки рассказать об олимпийских объектах. В первый же день мы встретились с замминистра регионального развития России Юрием Рейльяном и президентом федерации спортивных журналистов России Николаем Долгополовым. «Что мы построили, сколько потратили и что будет со спортсооружениями после Олимпиады» — в таком русле пытались они выстроить разговор. Чиновник из минрегразвития  убеждал, что никогда ещё не было таких компактных игр, как в Сочи: от прибрежного до горного кластера можно добраться за час (для сравнения лучшим периодом  считалось 1,5 – 2 часа в Норвегии в 1994 году.  На вопрос, нельзя ли было «разбить» Олимпиаду, ведь Сочи – далеко не зимний город, ответил, что самое суровое правило МОК  – проведение всех соревнований зимних видов спорта в одном месте. А наш коллега, редактор из Чайковского Александр Бессмертных, всё пытался спорить, что Чайковским трамплинам уготовано большее будущее.  

Ю.Рейльян называл Олимпиаду мегапроектом, означающим не только спортивное мероприятие, но и развитие города. Хвалился, что 85 процентов всех средств осталось в городе,  это от 214 млрд. рублей, потраченных на Олимпиаду, где 100 млрд – деньги  государства, 114 – инвесторов. После на каждом объекте мы спрашивали, сколько на него потрачено, однако все сопровождающие отделывались фразой «Об этом говорить не принято».

О том, что строящиеся  олимпийские объекты и приведённая в порядок инфраструктура будут служить городу, говорили и на встрече с президентом олимпийского комитета России Александром Жуковым, и на встрече с мэром Сочи Анатолием Пахомовым. И все они в один голос твердили, что к Олимпиаде всё будет доделано, достроено и благоустроено.

Однако меня всё это как-то не вдохновляло. Ну, идет строительство, ну, даже между гостиницами, где живёт наша братия, вовсю ремонтируют дорогу:  кругом какие-то провода, навален щебень, всё это благополучно размывается нескончаемым дождём. И даже чуть ли не центральная  улица Комсомольская, по которой мы пошли от гостиницы поискать салон связи, чтобы купить SIM-ку, мало того, что застроена какими-то, естественно, сдающимися отдыхающим хибарками, так ещё и упирается в тупик. И это столица Олимпиады? – скептически рассуждала я.

В Олимпийском парке

Вся надежда была на тур по олимпийским объектам, который пообещали нам организаторы. Ещё дома, когда сестра, отдохнув в Сочи летом, жаловалась, что туристов туда не пускают, я с пафосом изрекла: «Да нам специально покажут, мы же журналисты!» Оказалось, зря выпендривалась: моей фамилии в списках отъезжающих не оказалось. Ещё бы – на добрую тысячу журналистов всего два автобуса по 57 мест.  А ведь объекты считаются режимными, посетителей должны проверять не только на месте, но и заранее. Но все, кто меня знает, прекрасно понимают, что я ринусь в бой. Добиваться, чтобы взяли на объекты. Выделили дополнительный автобус, и поехали многие такие же страждующие.

Тут-то я и поняла, что скептицизм был напрасен. Не помню точно градуса накала моего восторга от увиденного на Олимпиаде-80.  Думаю, при въезде в Олимпийский парк (так и не выяснила, почему его не называют по традиции  деревней) он был не меньше. Таких грандиозных сооружений наяву я, наверное, и не видала, если не считать небоскрёбов Америки десятилетие назад. Но  спортивные сочинские объекты, расположенные на 250 га (раньше это были поля и заболоченные территории),  не поддаются никакому сравнению. Ледовый дворец  Большой предназначен для хоккея. Напоминает он замёрзшую каплю, а купол может служить экраном: светится в темноте, так как в кровлю встроено 38тыс. светодиодов. Конькобежный центр Адлер – Арена  после Олимпиады будет использоваться как выставочный центр. (Даже жаль, что большинство  объектов впоследствии не будут принадлежать спортсменам, поскольку в Сочи такого их числа нет, а иногородние вряд ли поедут  сюда тренироваться.  А ведь сколько средств вбухано!) Здесь мы узнаём, что самый холодный лёд предназначается для конькобежцев – минус 7-8, для хоккеистов – минус 5-6, для фигуристов – минус 3-4 градуса. Специалисты обладают такими уникальными технологиями, что могут менять температуру льда в зависимости от назначения. Стадион для хоккея  Шайба своим внешним видом действительно похож на шайбу. Здесь пройдут  соревнования женских сборных и паралимпийцев.  Дворец зимнего спорта Айсберг примет соревнования по фигурному катанию и шорт-треку. Его конструкция сборно-разборная, и может быть после Игр перевезена в другой город. Мы, кстати, еще заметили интересную расцветку зрительских мест, на что гид ответила: раскрашенные таким образом стулья дают эффект присутствия зрителей.

На олимпийском стадионе Фишт при нас шли работы по завершению установки кровли. Этот стадион задуман возвышающимся над остальными сооружениями, как кавказская вершина, по имени которой он назван, возвышается над всем хребтом. Здесь пройдут только церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр. Из спортивных сооружений хочется отметить ещё самое малое -  Ледяной куб для кёрлинга, которому впоследствии тоже уготована участь демонтажа, и перейти к самому грандиозному зданию – медиацентру, выстроенному как раз для журналистской братии. Здесь одновременно может разместиться более 15 тысяч представителей СМИ. Журналистам можно работать, не выходя из центра, ведь для этого предусмотрено всё: и залы для пресс-конференций, и рабочие помещения, и пункты питания, сервисные и служебные центры. Мы прошлись по «главной улице» — основной внутренней артерии для движения в здании. Стеклянный потолок, стеклянные лестницы, удобный эскалатор – сказка, да и только! А после Олимпиады опять же предполагают разместить здесь гипермаркеты, кинозалы, мебельные магазины…

Надо ещё добавить, что в Олимпийском парке мы едем  прямо по  трассе «Формулы-1», где в конце следующего  года пройдут  соревнования. Кстати, все сооружения уже прошли тестирование, а некоторые принимали соревнования разного уровня. Путь от  арены к арене занимает пять минут, а весь парк можно обойти минут за двадцать. Да, ещё  здесь высадили экзотические деревья, однако буквально перед нашим приездом случился страшенный ливень с ветром, и теперь некоторые из них стоят с подпорками.

В горном кластере

Из Олимпийского парка (прибрежного кластера) переезжаем в горный. Надо сказать, нам здорово повезло с экскурсоводом. Наталья  не только успевает  рассказать всю историю  курортного города (это я опускаю), но  и превосходно ориентируется в олимпийских  новостройках. По дороге в горы она рассказывает, что благодаря  предстоящей Олимпиаде здесь построены две мощные ТЭС, 40 километров  газопроводов, очистные сооружения, получившие статус НСТ (наилучшая  существующая технология), рекультивированы свалки, в том числе и в Лоо, на которую местные жители жаловались журналистам два года назад, когда наш  традиционный фестиваль проходил там. Ну, а новые мосты и тоннели мы по дороге в горы и сами увидели. Ехали мы по старой дороге, а рядом – новенькая, почти готовая, причем совмещённая (автомобильная и железная ) , призванная стать основной транспортной артерией Олимпиады. Очень интересно расположены дороги, ведь местность в основном гористая, очень сложно было и строить их, говорят, труднее, чем БАМ. Дороги к февралю будут декорированы, к примеру, опоры электропередач уже украшены  стеклянными дисками.  На новой транспортной развязке – пять огромных олимпийских колец. Вообще символы Олимпиады повсюду, даже въезд в один из каменных тоннелей оформлен как  упавшая снежинка. (Кстати,  все эти талисманы — мишки, зайки, леопардики  с олимпийской символикой китайского производства,   у нас в Суксуне стоят гораздо дешевле, чем в Сочи.)

Лавируя  вдоль новых дорог и мостов, внизу на широкой поляне мы видим  огромный палаточный городок. Оказывается, здесь живут полицейские, приехавшие со всей страны на обслуживание Олимпиады,  а также солдатики  МВД(палатки, по словам гида, отапливаемые). Пока они охраняют олимпийские объекты, а также ходят по квартирам, проверяя регистрацию проживающих.

Несмотря на то, что льёт ливень, бурная грязная река, кажется,  вот-вот выйдет из берегов, объекты на  горнолыжном курорте Роза Хутор в Красной поляне такие аккуратные, чистенькие, как будто улыбаются посещающим их туристам. Жаль, из-за дождя нас не подняли на канатной дороге, её гоняли в этот день лишь в тестовом режиме. Трамплины тоже не удалось разглядеть толком, тем более сравнить с Чайковскими. Единственное, гид сообщает, что они «грамотно расположены в ущелье» — не мешают трамплинам ветра.

Рядом и Лаура – комплекс, построенный Газпромом. Здесь мы просто «делаем кружок», чтобы увидеть, где будут располагаться лыжные трассы на высоте 1600 метров над уровнем моря. Их две – одна  для биатлона, другая — для лыжных гонок и эстафеты. Гид рассказывает, на случай бесснежного февраля альпинисты готовят многослойные (для отражения солнечных лучей)  огромные палатки – снегохранилища, в которых можно сохранить столько снега, что  хватит пять раз укрыть Красную площадь.

Мечты сбываются?..

Рассказывая о поездке по олимпийским объектам я ещё опускаю эпитеты  по поводу увиденных новостроек – гостиниц, жилых домов – все они «с иголочки», разноцветны, многоэтажны –глаз радуется. Однако местный телевизионщик охлаждает мой восторг: «Понастроили, а кто жить здесь будет круглогодично? Чтобы содержать потом всю инфраструктуру, и взвинтят для нас тарифы!..»

Улетали мы домой из обновленного международного аэропорта Адлер. Вспоминая, каким он был лет тридцать назад, остаётся только удивляться, как можно преобразить старое здание.

… Заканчиваю своё повествование дома под телевизионную заставку «До Олимпиады осталось 90 дней». Совсем скоро факел придёт на Пермскую землю. А я вспоминаю тур по олимпийским объектам и всё равно продолжаю сожалеть, что на самой Олимпиаде побывать не удастся…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

29