Меню
12+

Инфо-портал НЖ

28.07.2022 13:17 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 30 от 28.07.2022 г.

Такого не покажут на экранах

Автор: Юлия Китаева

Благодарные потомки приехали на суксунские земли

Признаюсь, сегодняшняя история отличает от тех, что входят в проект «Легенды и были земли Суксунской». Тут нет домыслов, предположений, догадок. Но есть настоящая человеческая жизнь, переплетение судеб и удивительные совпадения. И они, несомненно, связаны с суксунской землёй.

Мы живём, строим планы, но никогда не знаем, что приготовила нам судьба на завтрашний день и даже несколько лет вперёд. Так случилось и с семьей Юдасиных, чья жизнь перевернулась в далёком 1941 году…

Вспоминая сорок первый. В эвакуацию эшелон очковой фабрики из Витебска уходил по счёту 24-м. Уходил в полной трудовой готовности: вместе с техникой, инструментом и сырьём поезд увозил около 400 семей — от директора предприятия до простого рабочего. Среди них были Борис и Хая Юдасины, ехавшие в неизвестность вместе с тремя сыновьями: Соломоном, Абрамом и Моисеем. Происходящее вокруг для сидящих в поезде было кошмаром. Где-то выли сирены, что-то взрывалось и горело, кто-то рассказывал, как схоронили знакомого. А эшелон тем временем шёл в пути. Жадно, как на киноэкран, смотрели в открытые двери теплушек люди. По щекам их текли слёзы. Каждый думал о своём, а все вместе – о предстоящей встрече с неизвестностью.

Они добрались до Суксуна в конце июля, а уже в начале августа были устроены на завод. Так, благодаря эвакуированной Витебской очковой фабрике наш завод, называвшийся в то время механическим, стал военным заводом № 17.

Самый старший из трёх братьев, Соломон, из-за проблем со здоровьем на фронт не попал. Трудился на заводе, строго выполняя планы, жил год за годом, стараясь стойко выносить тяготы военного времени. Но боль, словно лезвием по сердцу, приходила к нему снова и снова.

К счастью, живым вернулся отец. Борис Юдасин воевал на подступах к Сталинграду, участвовал в тяжёлых боях, полк его потерял две третьих состава и знамя, за что и был расформирован. После ранения солдат лечился, оглох и вернулся к семье в Суксун контуженым, но как и все пошёл на завод.

А вот брат Абрам, уйдя на войну из Суксуна, обратно не вернулся… Хрбрый, но совсем молодой 16 летний, приписав себе 1 год, он попал на фронт. Такая отвага в семье была у всех, и всё благодаря высокому патриотическому сознанию. Но первый бой для него оказался и последним. Поля Ростовской области стали братской могилой. На самое Рождество, 7 января 1943 года, средний из братьев Юдасиных трагически погиб.

Соломон Борисович Юдасин — отец Анны и Эл лы. Фото: из семейного архива сестёр

Годы листает жизнь. Соломон, неся в себе тяжёлую боль утраты, жил в рабочем посёлке до окончания войны, затем вернулся в родную Беларусь, разбомблённый Витебск. Там жизнь пошла своим чередом, и в его семье появились две чудесные дочки, сначала Анна, затем Элла.

Десятки лет в семье помнили истории военного времени, эвакуацию семьи в далёкий и неизвестный Суксун. Всё было в памяти, но будто бы со страниц книг. Но так было до того дня, который буквально перевернул жизнь сестёр. В один из вечеров в доме Анны Соломоновны Старосельской раздался звонок и на том конце провода прозвучало: «Здравствуйте! А вы знаете, что такое Суксун?».

- У меня просто сердце упало, коленки задрожали, внутри всё оборвалось. Мы с сестрой всегда помнили Суксун, но нам не приходило в голову, что там помнят о нас, — делится тем моментом Анна Соломоновна.

Тем человеком, чей звонок так взбудоражил её, была Наталья Токарева – научный сотрудник нашего краеведческого музея. Найти одну из дочерей Соломона Юдасина получилось совсем неожиданно… Начиная с 2019 года, они стали поддерживать связь. Благодаря сотруднику ОМЗ Валерию Петрову, Наталья Николаевна передавала в Витебск подарки и звала сестёр в гости.

Долгожданные гости. Спустя несколько лет Анна и Элла решились сесть на самолёт и прилететь туда, где их отец провёл самые тяжёлые годы своей жизни. Место, которое спало их предков от войны, голода, холода и смерти.

Пройтись по улицам посёлка, найти дом, в который в 41-ом были подселены их родственники – хотелось так много успеть за эти несколько дней их самого запоминающегося путешествия. Но первым делом они отправились на завод. Витебское дело фабрики ещё тогда, 80 лет назад, не прекратилось именно здесь, а сейчас продолжает расти и развиваться. Судьба директора, эвакуировавшего на Урал призводство, им тоже не безразлична. Ведь Илья Абрамович Меерсон, 34-летний молодой человек, приходится двоюродным братом их дедушки. В Суксуне посёлковые считали его человеком ответственным и уважаемым. После войны местные мальчишки на в прос, а кем они хотели бы быть в жизни, некоторые отвечали: «Хочу быть как Меерсон!».

Да ведь и папа с дедушкой внесли в трудовую жизнь завода свой вклад. Тяжёлая, изнурительная работа никому не давалась легко.

- У вас уникальное в своём роде предприятие. Высокий уровень технологий, но главное – отношение к рабочим. Всё обустроено, создано для спокойного, качественного труда. Мне, как человеку, работавшему на разных заводах, есть с чем сравнивать. Поверьте, суксунцам очень повезло, — восхищается Элла Соломоновна.

Поддерживает её в словах и сестра Анна. С таким трепетом и теплом она отзывается об их визите в посёлок:

- Для нас было очень важно оказаться здесь. Папа часто и всегда с улыбкой на лице вспоминал Суксун, ближайшие его окрестности. В то время была важна поддержка людей. Здесь наши родственники получили её сполна. Конечно, первое время было очень тяжело. Но бабушка наша была такая, очень крепкая хозяйка, поэтому, приехав в Суксун, она постаралась распродать часть вещей, которые они взяли с собой, и купила козу. Оставшееся лето семья косила траву, сушила сено. Потом эта козочка и спасала многочисленное семейство, потому что с бабушкиной семьей уехала в Суксун ещё и родная племянница с грудным ребёнком. Их, получается, было шесть человек.

Руководители завода, Валерий Петров и Наталья Токарева, организовали сёстрам обширную экскурсию по заводу и посёлку. Но одним из самых важных для Анны и Эллы было прийти к памятнику войнам, погибшим в Великой Отечественной войне. Там, минуя время, увековечено имя их дяди, Аркадия Борисовича Юдасина. Того самого юноши, что героически погиб на фронте, уйдя туда из Суксуна.

- Папа рассказывал, что весь ужас начался ещё во время эвакуации. Эшелон шёл по рельсам, а в небе наперебой раздавались залпы бомбёжки. Но больнее всего было, когда на войне погиб их средний сын, — вспоминают сёстры.

Гуляя по суксунским улицам вместе с Натальей Николаевной им удалось даже найти тот самый дом, в котором жили предки. Оттуда на войну уходил и дядя. Конечно, облик его уже изменился. Время не стоит на месте… Но он есть до сих пор, а его нынешние хозяева даже не подозревают, какую историю хранит их дом.

- Спустя несколько дней нашего приезда дошли и до дома, где жила семья Меерсонов. Удивительно, конечно, столько лет прошло, а память всё хранит. Дома эти, улицы, завод, люди – помнят, гордятся, чтут. За что всем вашим землякам мы просто кланяемся и говорим спасибо, — благодарят гостьи.

Суксун для них – историческая память семьи. А тот звонок, раздавшийся словно через века, будто послание из далёкого 41-го года. Удивительная возможность прикоснуться к истории семьи, вспомнить родственников, окунуться в те далёкие времена, которые стойко пережили их бабушка, дедушка, папа и дяди.

- Будучи детьми, мы слушали воспоминания папы, — заканчивают свой рассказ сёстры, — но всё казалось таким далёким, недосягаемым. Будто нам читал художественную книжку. Жаль, не записывали тогда его рассказы. Помним, он говорил, что многие в то время умирали. Гибли от холода, голода, полнейшего истощения. Но их семья, находясь у вас, выжила. Все они выстояли тяготы, прожили счастливую насыщенную жизнь. И всё благодаря суксунцам. Спасибо! Приехав сюда, мы убедились, что рассказы его были искренними. Люди здесь удивительно с доброй и чистой души. Нам, как и папе 80 лет на зад, уезжать отсюда будет тяжело...

Похоронка Абрама Юдасина, пришедшая на улицу Ворошиловскую, в настоящее время — Чапаева. Фото: из семейного архива сестёр

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

61