Меню
12+

Инфо-портал НЖ

16.06.2022 10:14 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 24 от 16.06.2022 г.

В лучших нарядах с песней идём!

Автор: Инна Щеколова

Середина июня – один из самых прекрасных и многообещающих периодов года. Природа уже ожила, полевые работы позади и настало время чуть-чуть передохнуть, замедлиться и насладиться наступившим летом и его дарами. Поэтому в разных культурах в это время так много тематических праздников. В День России, нам посчастливилось попасть на национальный марийский праздник Пеледыш пайрем.

На этот раз праздник, который стал для района традиционным (отмечается в Суксунском округе с 2008 года), проходит в Каменке под девизом «Вот моя деревня – вот мой дом родной».

Вернёмся к истокам. Прежде чем поделиться с читателем событиями праздника и своими впечатлениями, хотелось бы немного окунуться в историю.

Начнём с того, что Пеледыш пайрем в переводе с марийского языка означает «праздник цветов». Национальное событие в республике Марий Эл изначально создавалось, как советское, на замену религиозному. Сегодня этот праздник символизирует весенне-летнее возрождение природы. Впервые мероприятие провели 27 мая 1920 года в селе Сернур. Таким образом, традиции празднования Пеледыш пайрэма более 100 лет. В настоящее время отмечается в третью субботу июня. С 1996 по 2009 годы праздновался 12 июня. Наши земляки-марийцы второй год подряд организовывают гулянья в День России. И далее так же планируют придерживаться этой даты.

Другой вопрос: почему праздник цветов? Чем заслужили растения такое внимание со стороны национальности?

Руслан Бушков, кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры республики Марий Эл по этому поводу писал: марийцы издавна придавали большое значение цветам, понимали их таинственный мир, полный красоты и загадок. По цветочным часам определялось начало сенокоса. Через цветы душа марийца тянулась к прекрасной и вечной природе. Народ любил цветы, слагал о них песни, сравнивая с ними жизнь человека. Казалось, что в судьбе марийского народа также наступила пора весеннего пробуждения и цветения, потому и праздник Пеледыш пайрем предназначен стать символом его возрождения.

Дождь празднику не помеха. Несмотря на промозглый дождь, в сельском клубе не протолкнуться: жители Каменки, Сызганки, Тебеняк, Васькино, Иванково, Суксуна и других самых разных точек страны приехали, чтобы увидеться со своими родственниками и земляками.

Сегодня впервые жителям одной из самых удалённых от Суксуна деревень выпала честь принимать гостей в Пеледыш пайрем.

Людмила Афанасьева, культорганизатор каменского ДК с приличным стажем, на такое предложение согласилась сразу. Конечно, подготовка к празднику началась задолго до намеченной даты. Ведь нужно и территорию подготовить, и столы с лавками для гостей соорудить, за что взялись Алексей Афанасьев и Александр Мишкин, и о наличии технических средств позаботиться: здесь откликнулись Валерий и Галина Васюковы.

Надо сказать, что каменцы, несмотря на приличную удалённость от Суксуна, стараются идти в ногу со временем. В прошлом году в рамках инициативного бюджетирования у клуба построили детскую спортивную площадку, а в 2020 году здесь возвели новый модульный ФАП.

Яблоневый сад имени семей Каменки. Начинается праздничный концерт с гимна РФ и с большого вкусного каравая, которым, по традиции, встречают дорогих гостей. Ведут мероприятие Надежда Спиридонова и Любовь Килунина.

- Этот праздник соединяет прошлое и будущее, — начинает своё поздравление управляющий делами администрации СГО Сергей Лопатин. — Самое главное для страны – это народ, который проживает на её территории. Спасибо, что чтите и храните традиции. Пеледыш пайрем — праздник не только цветов, но и преемственности поколений.

Кроме подарка для Марийского центра, Сергей Михайлович вручает Благодарственное письмо за вклад в развитие народного творчества председателю центра Надежде Спиридоновой.

Любые праздничные марийские гулянья сопровождаются идеей. На прошлых мероприятиях организаторы чествовали многодетные семьи и сельских активистов, а также несколько лет назад отмечали пары, которые строят дом или обновляют своё жильё.

На этот раз руководители праздника поощряют семьи Каменки, чей род ведёт историю с момента зарождения деревни. Спиридоновы, Семёновы, Ильины, Афанасьевы, Савины, Евдокимовы, Поповы, Паньковы, Александровы, Медведевы, Шалкиевы, Шиловы, Николаевы, Егоровы, Кудрины и многие другие выходят на сцену и рассказывают о судьбах прародителей и их потомках.

Между тем артисты ансамблей «Эр У:жара» из Сызганки и «Шонан пыл» из Красного Луга исполняют народные песни.

Каждому представителю династий дарят саженец яблони. Затем все вместе представители огромных семей высаживают их у клуба, не забыв пристроить табличку с фамилией.

Массовая акция по посадке родовых деревьев проходит под чутким руководством бывшего учителя биологии Сызганской школы Маргариты Ивановой.

- Пусть в будущем Каменка утопает в яблоневом цвете, — произносит Маргарита Семёновна.

Народное творчество всегда в почёте. Далее традиционный праздник переходит в весёлые гулянья. Под аккомпанемент гармони Любови Николаевой земляки поют и танцуют.

Здесь и национальный танец верёвочка, русские и марийские народные песни.

Для тех, кто неравнодушен к народному мастерству, есть возможность найти для себя занятие. Гости праздника могут насладиться небольшими выставками. Специально для мероприятия из музейно-выставочного центра в Сызганке привезли работы мастеров Любови Семёновой и Галины Васюковой. А также здесь можно увидеть творчество местных умельцев-самородков: Галины Шиловой, Нины Потрянко, Александра Юмаева.

Мастерица Галина Васюкова знакомит с народными марийскими украшениями: «Это нагрудное женское украшение на мне называется яга. А в этом расшитом головном уборе под названием такия раньше марийских невест выдавали замуж».

Как правило, украшения готовят из бусин, бисера, пайеток и монет. На создание крупного изделия в среднем уходит неделя. В целях у Галины Васильевны создать украшение из раковин каури (мелких моллюсков).

Чтут и уважают традиции не только взрослые, но и местная детвора. Подготовились к празднику, надели национальные костюмы Ксюша Трухина, Иван Семёнов, Марина Николаева.

Обязательно вкусно накормят. Не секрет, марийцы славятся своим гостеприимством и кулинарными изысками. И этот праздник — не исключение. Столы ломятся от приготовленных яств: угощения марийской и русской кухонь. Гвоздь праздника — национальный напиток из ягод калины и ржаной муки, который готовится в печи по старинному марийскому рецепту. Его для гостей сварила Надежда Накоскина. Удивительно, но также на народном празднике нашлось место и вкуснейшему узбекскому плову, приготовлением которого занимались Николай Волегов из Перми и Алексей Афанасьев из Каменки.

Свои руки к застолью также приложили Наталья Егорова, Алевтина Медведева, Елизавета Медведева и другие.

Единство и сила. Звук гармони, запах ароматной выпечки, яркие костюмы и добрые улыбки хозяев праздника создают особую душевную атмосферу марийского мероприятия. Радует, что каждый из них причастен к событию. Хочется поблагодарить земляков за гостеприимство и организацию праздника, особенно Людмилу Афанасьеву, Надежду Спиридонову, Любовь Килунину, Маргариту Иванову, Зинаиду Туганову, Любовь Николаеву, Галину Васюкову, Любовь Семёнову, Наталью Душину, Наталью Егорову, Валентину Савину, семью Мишиных, Наталью Мусихину, Тамару Попову всех-всех — за такой уютный и добрый праздник марийской культуры.

В заключение добавлю, что такие районные этнические события удаются благодаря сплочению, преданности малой родине и ответственности наших земляков. И в этом точно можно поучиться у представителей марийской культуры.

Справка НЖ

Общественная организация «Марийский центр» Суксунского района Пермского края

Некоммерческая организация создана в августе 2005 года, а официально зарегистрирована в 2008 году.

«Марийский центр» работает на территории Суксунского городского округа как общедоступный центр общения, духовного развития, изучения, сохранения и пропаганды исторических ценностей марийского народа, населяющего наш район.

«Марийский центр» выступает, своего рода, связующим звеном между Республиканским марийским центром и Пермским городским.

Некоммерческая организация активно ведёт работу по сохранению обычаев и традиций марийской культуры. Принимает участие в различных форумах, круглых столах, конференциях, семинарах, праздниках на региональном и федеральном уровнях. В здании сельского клуба в деревне Сызганка работает музейно-выставочный центр, где собраны экземпляры народного мастерства, старинные предметы быта и труда, национальные костюмы, части которых более ста лет.

Основная цель некоммерческой организации: обеспечение благоприятных условий для людей марийской национальности в удовлетворении их культурных и социальных запросов, изучение и сохранение исторического, культурного наследия марийского населения Суксунского района, формирование патриотических чувств.

Марийский центр — это, прежде всего, люди с активной жизненной позицией, любящие свою Родину и культуру. Возглавляет организацию с начала её основания жительница деревни Сызганка председатель центра Надежда Спиридонова. Помогают ей и другие активные жители Сызганки.

Кроме того, у центра имеется группа в соцсети ВКонтакте под названием «МЕМНАН ИЛЫШНА».

Не секрет, что сегодня некоммерческие организации имеют большую значимость в развитии Пермского края. Реализуемыми проектами они помогают решать важные социальные задачи, в частности, сохранение традиций и обычаев разных народов, населяющих регион. Очень важно, что в этом движении участвуют и заинтересованные НКО, в Пермском крае таких зарегистрировано более 3500, в их деятельности участвуют земляки всех возрастов.

Ранее Президент РФ В. Путин делал акцент на том, что России нужны тысячи организаций, которые готовы брать на себя ответственность, выступать надежным партнёром государства в социальной сфере. «В такие НКО, как правило, объединяются люди, остро чувствующие свой гражданский долг, понимающие, как много значат милосердие, внимание, забота, доброта. Надо использовать их предложения и опыт, в том числе при реализации социальных инициатив», — отметил Президент РФ В. Путин.

Марийская народная сказка

Такое особое поклонение цветам и природе в марийской культуре сопровождается и многочисленными национальными сказками. Не могу воздержаться от соблазна и всё-таки пересказать одну из них, чтобы читатель смог почувствовать особенность народного марийского эпоса.

«Три сестры пошли купаться. Плещутся в воде и, ведать не ведают, что на одежду самой краси­вой из них улёгся огромный чёрный змей. Вышли сёстры из воды. Две оделись и домой пошли, а третья плачет, умоляет змея отдать ей платье. Змей на это и говорит:

— Пойдёшь за меня замуж — верну платье.

Поплакала, поплакала девушка и дала свое согласие. Пришла домой в слезах, мать и спрашивает:

— Что случилось, доченька? Почему плачешь?

— Ой, мама, купалась я на речке, завладел моим платьем огромный змей и не отда­вал его до тех пор, пока не согласилась я выйти за него замуж. Скоро он за мной явится. Куда же спрятаться от постылого?

Вдруг зашумело-загремело на улице. Это змеевы сваты за невестой приехали. Заперла мать все двери и ворота, а дочь на полатях под тулупом спряталась. Разбили сваты окна и забрали девушку, укатили вместе с ней на море-океан.

Через три года приехала дочь к матери в гости – привезла своих сына и дочь. Стала мать расспрашивать её о житье со змеем.

— Хорошо живу, — отвечает дочь. — Ем на золоте, сплю в шелках!

Накормила, напоила мать гостей, спать укладывает. Да всё выспрашивает у дочери:

— Как звать-величать твоего мужа? Где живёт он?

— Исаном Исанычем его зовут-величают. А живет он в море-океане.

Вот заснула дочь, а мать взяла косу острую и отпра­вилась к морю. Встала на берегу, крикнула:

— Исан Исаныч, выходи! Встречай гостью!

Всколыхнулось море, вынесло на огромной волне змея к берегу. Только ступил он на берег, взмахнула мать косой и снесла ему буйную голову. Залилось море кровью от берега до берега, зашумело, застонало. Нахлынула огром­ная волна и унесла с собой кровавые останки.

Вернулась мать домой, но ничего не сказала дочери. А та погостила и назад собралась .Вот подъехала она к воде морской, крикнула радостно:

— Исан Исаныч, муж мой милый, встречай жену!

Но не откликнулся змей, только набежала волна и шепнула, что убит Исан Исаныч своей тёщей.

Закричала, заплакала жена, стала от горя рвать свои волосы, стала щёки свои царапать.

Потом обняла детей и сказала им такие слова: «Сынок мой, сиротинушка, стань колокольчиком! Расти на земле, радуй своей красотой людей. А ты, доченька, обернись кукушкой. Летай от дерева к дереву. Песней своей утешай одиноких!»

Сказала она эти слова, обняла детей на прощанье и пошла в море-океан. В последний раз взволновалось море; зашумела, нахлынула волна и поглотила её.

С тех пор издают свои звуки колокольчик и кукушка о счастье, кото­рое может несчастьем обернуться, если слепая любовь на свой лад это счастье строить примется».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

5