Меню
12+

Инфо-портал НЖ

14.04.2022 11:37 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 15 от 14.04.2022 г.

Из глубин семейного рода

Часто ли вам приходится видеть домашнюю коллекцию монет – свидетелей правления русских царей или предметов военного снаряжения, навсегда вошедших в историю гражданских и междоусобных войн? И случалось ли встречать такое здесь, в нашем Суксунском районе?

Уверена, тем, кто близко знаком с жителем Ключей Виктором Коклеминым, точно посчастливилось лицезреть такой музей на дому. Вот и мы заглянули в гости к Виктору. Экскурсовод-хозяин без музейной деловитости, с особой душевностью поведал удивительные истории своих драгоценных находок.

Узор-указатель. К примеру, среди монет, пуль и наконечников привлека ет довольно занимательная вещица с отверстием в форме сердечка. По уверению моего героя, эта находка имеет весьма романтичную историю возникновения. Дело в том, что в царское время девочек старались пораньше «сбыть с рук», чтобы отделаться от лишнего рта в семье. Однако, прежде чем заявить обществу о подросшей невесте, её к 15-16 годам обучали уходу за скотом, работе по дому и в поле. Как только глава семьи убеждался в «готовности» дочери, он прибегал к небольшой хитрости.

Чаще это было характерно для зажиточных семей. На обувь девицы крепили набойку в виде седечка, которая оставляла на земле характерный след. Так родственники жениха да и сам молодец по следам в форме затейливого узора понимали: в этом доме живёт девка на выданье. А дальше за дело брались сваты. Вот такой своеобразный сайт знакомств на древнерусский манер. Всё новое – это давно забытое старое.

Пушечные ядра, нательные амулеты и другие находки. Тут же в коллекции земляка имеются пушечные картечи от оружия времен Крымской войны 1853 – 1856 гг.

- А это реквизит – биток для игры в бабки, между прочим, сильно обожаемой полководцем Суворовым, — продолжает Виктор, указывая на плоскую металлическую форму. — Таким битком выбивали мишени из костей животных, которые оставались после приготовления холодца. Аналог древней игры – современные городки.

Тут же наконечники от копьев. (Сулица – разновидность метательного оружия, которые активно использовалось в Восточной и Северной Европе в IX-XIII веках, как боевое и охотничье оружие — ред.). Металлические украшения, видевшие войны и революции. Торговые царские пломбы, свидетельствующие о бурной экономической жизни государства, которая дошла и до Ключей.

Но главная гордость ключевского коллекционера – трёхгранные наконечники скифских стрел, которыми пользовались воины до нашей эры.

Ещё одна загадка в коллекции Виктора – артефакт Пермского звериного стиля – солярный знак солнца. К удивлению, вековая фигура осталась совсем не тронута коррозией. Владелец находки до сих пор не выяснил, из какого же металла сотворена древняя игрушка.

- Это пуговка от доломана (гусарского мундира), — показывает Виктор, перелистывая страницы с закреплёнными реликвиями, — здесь пуговка-гирька от кафтана XVIII век, пуговка Почтового Департамента — орёл на рожках.

Далее житель Ключей  демонстрирует найденные монеты (копейки, деньги, полушки) — свидетелей правления российских императоров, начиная от Петра I . Есть даже монета, пробитая пулей. По словам Виктора, как-то ему посчастливилось найти кошель старинных екатерининских монет, утерянных в лесу.

- Чтобы как-то успокоить эмоции, пришлось даже принять несколько капель «чудодейственного» и баню топить, — отшучивается искатель.

В следующем альбоме, который открывает передо мной Виктор, вижу много нательных крестиков, порядка 40 старообрядческих экземпляров.

И всё это многообразие нательных фигур-сокровищ в огороде Виктора Коклемина скопилось неспроста, но это совсем другая история, заслуживающая отдельного внимания…

Все началось с книги. В 2010 году одна из коллег Виктора показала ему книгу «Отомкнутое недро Земли», изданную бывшим главврачом курорта «Ключи» Леонидом Вшивковым, где он опирается на труды доктора Щербакова. На её страницах упоминался предок Виктора. В этом печатном издании говорилось, что в 1866 году Макар Коклемин вёл своеобразный бизнес. Он сдавал жильё «1 изба об 1 квартире. При всех сих квартирах имелись особенные помещения для принятия ванн. Стоимость ванны из сероводородной Ключевской воды – 20,25,30 и 35 коп., а Суксунских минеральных грязей за 70 коп. до 1 руб».

Дом Макара Коклеми на состоял из двух половин. В одной — жили сами хозяева, а вторую предприимчивый крестьянин сдавал в аренду. В огороде Коклеминых стояли те самые сероводородные ванницы. Именно здесь Виктор Александрович вот уже четыре года, с тех пор, как приобрёл металлодетектор, находит старинные монеты, кресты и кольца разных времён и вероисповеданий. Самое удивительное – участок земли в Ключах, на котором трудился Макар, до сих пор принадлежит роду Коклеминых. Сегодня здесь и проживает Виктор со своей семьёй.

Позже мой герой отыскал ещё одно доказательство — копию ордера, выписанного на имя крестьянина Мостовского общества Златоустовской волости Кузьмы Коклемина, внука Макара, о том, что 6 июля 1911 года получил «одну бочку воды, отпущенной из Ключевского источника минеральных вод» за 15 копеек.

От истока к устью. После этого Виктор всерьёз увлёкся историей своего рода. Первым делом он опросил всех старших родственников. Особенно в этом деле помогла троюродная тётя Нина Ярина. Её воспоминания нужно было подтвердить документами, а именно, церковными метриками, которые находятся в Государственном архиве Пермского края. Тут же к поискам подключилась родная сестра Людмила, отыскавшая сведения о четырёх поколениях до 1835 года.

- Помощь в поиске материалов оказали и земляки, — вспоминает Виктор, — учитель Ключевской школы Людмила Горкунова, она направила поиски к кунгурским переписям XVIII века (1719 г. — 1-я кунгурская ревизия; 1747г. — 2-я кунгурская ревизия и 1762 г. — 3-я кунгурская ревизия).

- Также сильно выручил местный любитель истории и краевед Юрий Хахилев, — продолжает Виктор, — он нашёл упоминания о моих предках, живших в XVII веке, то самое тринадцатое колено.

В этих материалах о Сидорке Обросимове, сыне Коклемаскина упоминается, как о подсоседнике. Так называли обедневших крестьян или посадских, не имевших самостоятельного хозяйства и живших на чужом дворе. В этой же летописи говорится о Саве восьми лет, сыне Сидорка Коклемина.

Позже в переписи того же Кунгурского уезда, но уже 1747 год Ерофей – сын Савы. И о семействе Коклеминых уже говорится как о государственных черносошных крестьянах деревни Мостовая. (Черносошные крестьяне – категория тяглых людей в России в XV XVII веках, не были лично зависимыми, несли тягло в пользу Российскогого сударства. — ред.).

Далее увлечение Виктора Коклемина набирало всё бóльшие обороты. Церковные метрики стали чуть ли не единственными проводниками в историю жизни кровных родственников. Постепенно, благодаря стараниям и везению Виктора, в генеалогическом древе Коклеминых каждое колено вставало на своё место. 

- Согласитесь, фамилия наша довольно не обычная, — объясняет Виктор Коклемин, — поэтому искать следы своих предков в архивах и летописях было достаточно легко.

Кроме того, Виктору удавалось размотать клубок тайн своей семьи. В одной из близлежащих деревень он нашёл сведения о незаконно рожденном сыне своего деда Николая Кузмича Коклемина. Звали его Пётр. Он появился на свет в 1915 году в соседней деревне Дьяковка.

- Дед зачал его перед армией, — раскрывая семейные секреты, начал Виктор Александрович, — и знаете, я нашёл этому объяснение. В первую мировую войну здесь проживало много одиноких женщин. Зачастую молодые девушки в 18 лет оставались бездетными вдовами. Они прекрасно понимали, что дальнейшая жизнь без детей-помощников будет тяжела. И старались обязательно родить ребёнка хотя бы от кого-то. Молодые женщины приглашали в дом неумудрённых житейским опытом пареньков. Напаивали их. Ну, а дальше дело, сами понимаете, оставалось за немногим. У одной женщины могло быть несколько детей под разными фамилиями с разными отчествами. Так, по документам и нашелся Пётр, он носил фамилию деда.

Ключевлянин отыскал метрики, свидетельствующие о бракосочетаниях своих предков. Во время венчания присутствовали 6-7 мужчин-поручителей. Они отвечали перед Богом за сохранность союза. Таким образом, поручители доглядывали за семейным благополучием пары, что бы не допустить измен и размолвок.

Кроме этого, Виктор Александрович выявил ещё одну закономерность: мужчины из рода Коклеминых почти всегда в невесты выбирали местных девушек. Все девичьи фамилии жён – суксунские: Бабина, Протопопова, Мусихина, Кожевникова, Вилисова, Чиркова, Старикова и др.

 Продолжение в следующем номере

Атрибуты одежды и оружия, украшения и другие артефакты представлены в альбоме земляка. Фото: Инна Щеколова, «НЖ»

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

75