Меню
12+

Инфо-портал НЖ

03.11.2022 14:04 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 44 от 03.11.2022 г.

Род мой – сила моя

Автор: Инна Щеколова

Александр (сидит) и Анатолий Русиновы

Из материалов Адели Русиновой, внучки сыринского волостного писаря Кирилла Русинова

С помощью архивных документов немало интересных фактов выявила Адель с упоминанием фигурантов Русиновых из Сыры. Но главное, упрямая искательница нашла своего предка, который и возглавил её семейное древо.

От Анфимки пошли. Впервые фамилия Русиновых встречается в переписи «Сказки крестьян, бобылей, стрельцов и пушкарей Кунгурского уезда, поданные писцу Г.И.Анненкову, 1686 г».

В 1693 году Анфимко Русинов в челобитой, написанной по факту кражи коней, уже называет себя крестьянином деревни Сыра. Значит, в этот период он живёт там. Так Адель Александровна находит основателя своего генеалогического древа.

Справка

Выдержка из документа, 1693г.: «Великимъ государемъ царемъ (имяна и титула), бьетъ челом сирота вашъ Кунгурского уЪзду деревни Сыры крестьянинъ Анфимко Русиновъ. Въ прошломъ, государи въ 203 году, марта въ 13 день, билъ челомъ вамъ великимъ госуда¬ремъ я сирота вашъ Анфимко, а на Кунгуре въ приказной избе подалъ явочную челобитную на невЪдомыхъ воровъ въ кражЬ лошадей своихъ, что украли у меня сироты вашего съ поля четыре лошади, кобылу саврасую въ летехъ, жеребца карего противъ пятой, мерина саврасого 4 леть, жеребчика саврасого жъ полутора года, пятна у тйхъ лошадей у левыхъ ушей колцы вырезаны вилцами. И вънын'Ьшнемъ, государи, въ 204 году проведены на Кунгуръвъ приказную избу воры Костка Таширевъ съ товарыщы, да татаринъ Сапайко Кугаевъ въ кражи лошадей.» (А.А.Титов. Кунгурские акты XVIIв. 1888г.)

В это время в Сыре проживали 128 человек в 43 дворах. Были они государственные черносошные крестьяне, приписанные к Сылвенскому железному заводу (Торговишский приход).

В Метрических книгах 1796 года Русиновы встречаются гораздо чаще, однако среди них много как родственников, так и однофамильцев Адели.

Например, автор челобитной царю за 1636 год строгановский приказчик носит имя Афанасий Русинов. Он жалуется царю, что «у И.М.Строганова людям ево, крепостным и крестьянам ево чинятся многие напрасные смерти в темнице…»

Далее, опираясь на метрические книги и ревизские сказки, рассказчица выстраивает прямую родословную:

Прямая родословная предков Адели Русиновой, проживавших в Сыре:

1. Анфим Григорьевич Русинов (сер.XYII в)

2. Денис Анфимович (II пол.XVIIв)

3. Сергей Денисович (1685 -?)

4. Федор Сергеевич (1720 — ?)

5. Самойло Федорович (1750 — ?)+Ирина Никоновна (1750 — ?)

6. Кондратий Самойлович (1780 – 1833)+Матрена (1776 — ?)

7. Кирило Кондратьевич (1809 -? )+Евдокия Емельяновна (1805 — ?)

8. Артемий Кириллович (1828 – 1898)+Евдокия Петровна

9. Кирилл Артемьевич(1868 -1918)+Евдокия Титовна (1868 – 1944)

10. Александр Кириллович (1902-1976)+Боровкова Августа Николаевна (1910 – 1998)

Отстаивая власть, теряли главное. Неудивительно, что Адели удалось больше всего выяснить о жизни дедушки. Её решительный предок без колебания посвятил жизнь борьбе. Борьбе, как думал он, за лучшее будущее для своих потомков.

Совсем юными Кирилл Артемьевич из Сыры и Евдокия Титовна Мусихина из Торговища, дедушка и бабушка Адели, вступили в брак в 1890 году. Не знали влюбленные, сколько боли и жестокости ждёт их семью, живущую в уральском селении, казалось, таком далёком от войн.

Найденные Аделью Александровной документы свидетельствуют, что дед Кирилл был волостным писарем, в его семье родились 5 сыновей и 2 дочери. Трое старших мальчиков учились в Красноуфимске и Суксуне. Александр, отец Адели, учился в Златоустовском училище (село Ключи).

Во время гражданской войны, в 1918 году Кирилл Артемьевич и два его сына – Андрей и Николай были убиты белыми в Ярыгах, месте вблизи села. Главе семейства было 49 лет. Андрею и Николаю по 24 и 20 соответственно. Ещё один сын, Алексей, исчез. Вероятно, тоже погиб.

Сначала родственников Адели похоронили в селе. Позже могилы перенесли на кладбище. Опасались местные, что над телами надругаются враги советской власти. На могиле был установлен деревянный памятник, сгоревший в конце восьмидесятых годов.

- В 2012 году я поставила новый памятник. Место указал и помог с установкой Александр Глебович Русинов, мой троюродный брат, проживающий в Екатеринбурге, — пояснила Адель. – Кстати, в процессе работы над родословной мы с ним и познакомились. Тогда я впервые побывала на родине предков, в тихом селе Сыра.

Поднимая факты гибели своего деда и дядей Адель Александровна приходила в ужас от того, насколько беспощадны могут быть земляки, отстаивая свои интересы.

В брошюре «Воспоминания об истории гражданской войны» А. Некрасова (издана в 1935 году тиражом 100 экз.), написано:

«Кулачество села Сыра и завода Тис также жестоко расправлялось с коммунистами и сочувствующими советской власти, они жестоко расправлялись не только с проводимыми по их местности арестованными, но и своими односельчанами, они вывели из волисполкома секретаря Русинова и растерзали его на месте, а вместе с ним убили и трех его сыновей».

В воспоминаниях есть неточность: убиты с отцом двое сыновей. Автор, очевидно, имел в виду и Алексея, пропавшего в это же время.

Кроме того, Адели Александровне попалась на глаза заметка из нашей газеты, написанная тем же А. Некрасовым. Участник гражданской войны, не скрывая эмоций, вспоминал жестокие события: «Кулаками села Сыра и деревни Ханжи был схвачен, зверски замучен и брошен в шахту начальник милиции завода Тис Александр Ефимович Кожевников. Секретаря волисполкома Кирилла Артемьевича Русинова вывели на улицу и расстреляли на месте. Вместе с ним были убиты его два сына. Озверевшие кулаки села Ключи поймали и изуродовали до неузнаваемости милиционера Акима Дормидонтовича Минина. Впоследствии один кулак добил его ломом… После временных неудач Красная Армия перешла в решительное наступление, день за днём освобождая свою землю от поработителей. В ужасе метались кулаки-мироеды, в лихорадке тряслись прихвостни».

Старожил села, ныне покойный И.К. Лягаев, рассказывал, что Кирилл Артемьевич был представителем советской власти в Торговище. После прихода красных брат Кирилла Иван Артемьевич приезжал в село с отрядом отомстить за родственника (было известно, кто участвовал в убийстве), но местные жители уговорили его не мстить.

Александр Кириллович. После казни отца и братьев оставшийся старшим Александр, отец Адели, ушёл из дому и вступил в Красную Армию. Ему было 15. Пока в селе были белые, юноше тоже угрожала опасность. Больше домой Александр Кириллович никогда не возвращался. В его памяти навсегда остались гробы во дворе дома и мать, как будто лишившаяся рассудка.

Кроме него в живых остались две сестры – Павла и Зоя, брат Анатолий, который позже погиб на фронте в 41-м.

Александр Кириллович после окончания Гражданской войны учился на Высших кавалерийских курсах. А в 1924-26 году – на Пермском рабфаке, где велась подготовка рабочей и крестьянской молодёжи к поступлению в ВУЗы. Он был членом РКП(б). Потом он учился Горном институте, но окончить его не смог.

В последующие годы папа Адели жил в Москве, Свердловске, посёлке Саранинский. Там он женился на Августе Николаевне. В 1938 году у семьи родилась Маргарита, в 1940 — Адель. В 41-м Александра мобилизовали.

После окончания войны в 1946 году семья жила в Сысерти. В 1949 году Русиновы переехали в Свердловск, где и прошла юность дочерей Александра Кирилловича.

Завершая публикацию, хочется обратиться к нашим читателям: возможно, в тексте упоминаются ваши родственники или вы владеете какой-то информацией о семье Русиновых, либо у вас сохранились старые снимки Сыры, просим непременно связаться с нами. Всю информацию мы обязательно передадим автору материалов, на основе которых и готовился данный текст.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

77