Меню
12+

Инфо-портал НЖ

18.02.2021 11:37 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 7 от 18.02.2021 г.

Завод Суксун глазами путешественников и учёных

Аббат Шапп де Отрош

370 лет на своём веку насчитывает наш посёлок. Тюркское поселение на холодной речке благодаря Акинфию Демидову в XVIII веке стало заводом Суксун, который жил и развивался, вырастая в крупный населённый пункт.

В 1735 году в Суксуне насчитывалось всего-то 18 дворов заводских жителей, непосредственно занятых на производстве. По мере расширения предприятия увеличивалась численность заводского персонала. И уже к началу ХХ века численность населения горнозаводского поселения колебалась от четырёх до шести тысяч, и уже имелось около 18 улиц.

О производстве завода и его жителях не раз писали в газете. А вот о том, какие выдающиеся деятели России и дальнего зарубежья у нас уже в те времена бывали — мало освещалось.

Имя Жана Шаппа д’Отроша (1728–1769), мало о чём говорит даже историкам. Этого самоотверженного учёного, члена Королевской и Российской академий наук, рано умершего во время эпидемии в Калифорнии в разгар астрономических наблюдений, никто не знает.

Его личность немного была связана с заводом Суксун! О своём пребывании на нашей земле он оставил воспоминания в своей книге «Путешествие в Сибирь по приказу короля в 1761 году». Именно Шапп де, Отерош становиться первооткрывателем нового литературного жанра — путевых заметок. Этот учёный отправился в Тобольск добровольно, чтобы наблюдать прохождение Венеры по диску Солнца 6 июня 1761 года. Этого события с нетерпением ожидал весь европейский научный мир!

В Суксун аббат прибыл в сентябре 1761 года. В это время заводом владел Григорий Демидов (он умер в ноябре 1761г.), и завод уже был меднообрабатывающим. Медная руда привозилась с рудников, находящихся от завода в 120 и 60 верстах (Бымовские рудники).

« …23 я добрался до металлургического Souxun и становился там в стремлении побольше узнать об окрестных медных копях, ибо наслышан был, что руда, там добываемая, зрелище являет презанятное. Не будучи знаком с тамошным начальником, я, однако, не льстил себе надеждой ни на хороший приём, ни на возможность удовлетворить свое любопытство, по сему велел поставить повозки на площади, не распрягая лошадей. Начальник завода держался со мной любезно, но позволил осмотреть кузницы и другие строения с превеликой неохотой. Прогуливаясь по мануфактуре, я встретил одного из работных людей месье Демидова. Он видел меня в Соликамске и не преминул упредить о том своего начальника. Сия недавно основанная мануфактура также принадлежала месье Демидову, каковой уже ранее отдавал своим людям приказ, дабы приветили меня в Соликамске со всеми почестями. Узнав о том, начальник Suxsuna не мешкая, присоединился ко мне – я как раз был поглощён изучением руды, сваленной на дворе в кучи,- и принёс извинения за столь холодный приём. В компании с ним я заново обошёл все места, вызвавшие мой интерес, и уже собрался было возвращаться, но тут и сам не заметил, как очутился в доме своего нового знакомца, куда, по его распоряжению, уже отогнали мои повозки, и где меня ждал роскошный обед от начальника завода, человека весьма сведущего в своей отрасли и в краеведении. Я услышал много любопытного о местных географических условиях и полезных ископаемых, а в довершении всего он привёл меня в комнату, где хранилось собрание наиболее примечательных руд. На деревянных основах красовались образцы выплавленной меди, радовавшие глаз и потрясавшие воображение разнообразием цветов. При ближайшем рассмотрении они оказались ещё занятнее, благодаря образовавшимся кое-где кристаллам. Зрелище сие доставило мне неописуемое удовольствие. Русский, заметив моё восхищение, вообразил себя обладателем несметных сокровищ, и когда я отложил множество деревяшек, выбрав самые чудесные образцы, ему мои действия пришлись крепко не по душе, хотя перед тем он сам любезно предложил взять всё, что мне приглянется. Почувствовав его недовольство, я ограничился несколькими крохотными образцами, однако не преминул сообщить ему, что не надобно почитать сие собрание руд целым состоянием для себя или своего хозяина, ибо оно представляет огромную ценность для натуралиста, но себестоимость имеет более чем скромную. Весьма довольный любезным обхождением начальника металлоплавильни, я продолжил путь и 24 числа к четырём утра прибыл в Тихоновку….».

Ф.Ф.Вигель

К примеру, в 1845 году завод Суксун посетил принц Лейхтенбергский Максимилиан. Здесь он стал здесь крестным отцом у родившегося Александра (Павловича) Демидова. В начале XIX века также в Суксун приехал известный русский мемуарист Ф.Ф. Вигель. В своих записках он подробно описал своё путешествие.

«В пятидесяти верстах от Кунгура начинается неприметно постепенное возвышение Уральского хребта, и тут ступаешь на землю, чреватую металлическими богатствами. Тут, недалеко в стороне от большой дороги верстах в двух находится железный Суксунский завод, принадлежавший Николаю Никитичу Демидову. О его роскоши и о скупости вместе гласит Россия, Франция и Италия; но знает ли кто, слыхал ли кто о беспримерном гостеприимстве, заведенном им на Суксунском заводе? Всякий проезжий, какого бы звания он ни был, в одиночку или с обозом, казённым или собственным, имеет право на сем заводе остановиться и потребовать, чтобы в экипажах или повозках его починки, как бы велики ни были, сделаны были даром. Сего мало: во всё время, что продолжается сия починка, имеет он, также даром, квартиру со столом, а в зимнее время с отоплением и с освещением.

Сими щедротами мы воспользовались и хорошо сделали, что в этом случае нет поспесивились. Наши экипажи были в жалком положении по неопытности или небрежности служителей при нас находившихся, и мы о том не догадывались; по осмотре оказалось, что потребуется по крайней мере полторы суток на их совершенную починку. Нам отвели просторный и покойный дом, достаточно снабжённый мебелью, и доставили съестных припасов суток на трое. Управитель Пермяков, простой крестьянин с бородой, которого, по всей справедливости, можно было назвать господином Пермяковым, — так он был умён и учтив, — явился к нам, как сказал он, за приказаниями и с просьбою посетить его жилище. Оно было в каменном доме о двух этажах, с пребольшим садом над пребольшим прудом: было лоснились чистотой; главным украшением просто выбеленных комнат были картины, довольно искусно писанные на жести; все они были произведения мастеров другого дальнего Демидовского завода, называемого Тагильским. От скуки ходили мы бродить по окрестностям и находили места живописные; когда бы не климат, тут можно бы было век остаться. Производства работать на заводе мы не могли видеть, ибо рабочие летом трудятся в поле».

Джон Дандес Кочрейн

В Лондоне в 1824 году была издана книга, с принятым в те времена, длинным названием (в переводе на русский): «Повествование о пешем путешествии по России и Сибирской Татарии, а также от границ Китая до замерзающего моря и Камчатки, совершенном в 1820, 1821, 1822 и 1823 годах капитаном королевского флота Джоном Дандесом Кочрейном».

Вот этот самый Джон Кочрейн посетил также и Демидовский завод, о чём он пишет так: «От Кунгура дошёл я в Суксун, Демидоффз завод, славящийся металлургией, — большое, длинное и оживлённое поселение на берегах озера, где ведутся значительные производство железа и винокурение. Оно расположено в глубокой ложбине, окружённой холмами, густо покрытыми хвойным лесом. В противоположность людям в Казани, местные обитатели более грубы нравом; однако я, пребывая в добром здравии и настроении, обращал на это мало внимания, предъявляя свой паспорт и распоряжение для полиции как намёк на должное обращение. Деревенские старосты, тем не менее, проявляли себя крайне дружественно, когда требовалось купить молоко, хлеб, куасс, а иногда и суп. К этому порой добавлялись стаканчик горячительного в кабаке или лавке, дарованный по распоряжению помещика, и который я затем делил с моими новыми друзьями…

Немало и других воспоминаний было написано теми, кто проезжал около Суксуна по Сибирскому тракту: А. Н. Радищев, братья Бестужевы, В.И. Немирович-Данченко и другие. Благодаря им мы имеем возможность хотя бы визуально представить, как выглядела наша местность в те годы.

Наталья Токарева, научный сотрудник Суксунского музея

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

89