Мотивы старины далёкой. Раиса Исаева из Кошелёво помнит все деревенские свадебные песни
- Если из избы доносится: «Во саду ли были садички, во садочке зелёненьком…» — значит, здесь девушку наряжают под венец, — рассказывает 80-летняя Раиса Петровна. – В Кошелёво тогда было семь женщин примерно 50-55 лет, которые пели на свадьбах. Где свадьба, туда и идут без приглашения. И моих трёх сестёр — Марию, Анну и Валю, и меня, так замуж отдавали.
Только не выдали юную Раису за сасыковского парня Сашу Матвеева, которого любила и из армии три года ждала: из бедных по тем временам он был. Отец велел за сына председателя колхоза выйти замуж, а как ослушаться родителя.
- Свадьба по тем временам у меня была богатая: на 12 лошадях приехали, — вспоминает женщина, — регистрация была в Морозково, а венчание – в нашей Петропавловской церкви. В самое Сретенье свадьбу играли. Восковые цветы, вуаль, туфельки — всё помню, только свадебных фотографий у меня не было, — сетует собеседница, — А приданого сколько! Окованный железом сундук мы с папкой купили у местного мастера. Специально на лошади за ним ездили. В Суксуне сундуки делал старик Бунаков Иван, который проживал на Нижних Глинках. Ох, какие красивые сундуки он делал!
Ещё до регистрации поезд жениха у ворот встречали женщины и пели: «Не было гостей, да вдруг наехали. Полно подворье вороных коней. Полно застолье молодых гостей». Рассказала Раиса Петровна, как девки-подружки, выкупив пирог, уходили веселиться на улицу, а жених подходил к невесте и за платочек, что в её руке, вёл за стол. Сначала пели песню жениху «Как у чарочки», за похвалу женщины-песенницы просили у него денег. Потом — «Во горёнке во новóй…» Особую песню «Ты богата, богатина!»– для старшего дружки-тысяцкого пели тут же за столами.
Во всех деревнях района свадебные песни были одинаковыми, не исключено, что их помнят и другие наши земляки. Сама Раиса Петровна не пела, а выучила их, в то время когда вместе с такими же, как и она, девчонками бегали за своими мамками, ходившими по свадьбам. Жительница Кошелёво называет Валентину Григорьевну Похлебухину с Ольховки и Анну Ивановну Ярушину, с которыми иной раз и вспомнят, как их матери пели. Вся подборка свадебных песен в исполнении Раисы Петровны, сохраняя старинные особенности интонации, размещена в нашей группе ВКонтакте.
Несмотря на соблюдение всех примет и особенностей старинного замужества, жизнь молодой Раисы с первым мужем-красавцем не сложилась. Загулял. С дочкой-пятилеткой вернулась она в дом отца-матери, а вскоре её высватали в Опалихино, там родился и сын Николай. Сергей да Раиса прожили вместе 42 года. Это ли не любовь, если вместе воспитали двоих детей, а муж любил дочку, как собственную.
Со слов долгожительницы, в шестидесятые годы выкупать пирог (исключительно из речной рыбы) надо было девкам-подружкам у дружек (друзей жениха). В девяностых за свадебный пирог уже спорили крёстные по принципу, «чья сторона, жениха или невесты, даст больше денег». А уж запечь в стряпню могли всё, что вздумается. Деревенский пирог в современности заменил большой торт и аукцион по его продаже. Вот и автор этих строк как-то купила стограммовый свадебный кусок аж за две тысячи рублей.
До неузнаваемости изменилась жизнь нашего общества. Сватовство, свадьбы и даже любовь между парнем и девушкой была иная. Бывали и случаи: приглянется девке парень, она его в сани – и домой. А потом живут всю жизнь любо-дорого, детишек растят.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.