Меню
12+

Инфо-портал НЖ

07.01.2020 16:47 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 2 от 10.01.2020 г.

Расскажи мне, бабушка!.. Замечательный рассказ от нашей маленькой землячки

В то время детей приучали к труду с малолетства. Фото из открытых источников

Уходящий год принёс ещё одно радостное событие в Суксунский район. На­ша землячка, ученица 7-го класса Тисовской школы Полина Винокурова стала призёром XXVIII краевого конкурса начинающих ав­торов памяти пермского журналиста Валерия Де­ментьева. В номинации, посвящённой 75-й годов­щине Великой Отечествен­ной, её рассказ о бабушке Алевтине, стал одним из лучших, раскрывающих тему детей войны. Публи­куем его полностью.

Раннее осеннее утро. Я в гостях у бабушки Али. Си­жу на бабушкином диване, закутавшись в плед, и смо­трю, как ловко в бабушки­ной руке крутится веретено, как из-под пальцев тянется бесконечная тоненькая нить пряжи.

- Бабушка, дай попрясть! – прошу её. Сажусь к прялке, безуспешно пытаюсь вытя­нуть мягкую шерсть в ни­точку. Вздохнув, пересажи­ваюсь снова к печке.

- Бабушка, а ты как прясть научилась?

- Да я еще меньше тебя была, всё просила бабушку Анну поучить меня. Она со­брала все ненужные остат­ки, свернула куделю, привя­зала к ножке стола. Мол, вот тебе прялка – пряди! А я ра­дёшенька, давай стараться прясть. Поглядела бабушка на меня и пошла к дядьке Ивану, заказала ему малень­кую прялочку. Радости у ме­ня было!

ffПродолжение на стр. 3

Под негромкий бабуш­кин голос так хорошо дрем­лется. Я привалилась боком к теплой печке. Как мне нравится эта печь: белая, тёплая, уютная! Жаль, что в нашем доме такой нет.

- Бабушка, а у вас рань­ше тоже такая печка была?

- Ещё больше печь была. Русская. Мы на ней спали с братом Виктором. Вот забе­рёмся на печь, а Витя и нач­нёт рассказывать страш­ные истории. Наслушаюсь я этих рассказов и забоюсь на печи оставаться. Захны­чу, а Витька сразу засопит, прикинется спящим. А мне от бабушки и попадёт.

Вздохнула бабушка, за­молчала. Я тоже молчу. Ти­хо. Слышно, как в соседней комнате играет музыка. Там дедушка Коля смотрит телевизор.

- Бабушка, а когда ты была маленькой, у вас был телевизор?

- Нет, не было.

- А телефон?

- И телефона не было.

- А компьютер?

- Господи, Поля, да от­куда?

Бедная бабушка, как же она жила без телевизора, без компьютера?

- А что у вас было-то?

- Радио было. Чёрная большая тарелка, а из неё звук раздавался. И вот нам в школе сказали, что мы скоро фильмы будем смо­треть прямо дома. Помню, я всё заглядывала на радио и думала: «Как же эта тарел­ка нам будет фильмы пока­зывать?»

Мне очень хочется уз­нать: какой в детстве бы­ла моя бабушка? Как она жила?

- Бабушка, ты смелая была? Ничего не боялась?

- Темноты боялась, лю­дей незнакомых. Мне и сейчас по улице в темноте одной не пройти! И дома боюсь одна оставаться. Это в детстве я напугана была.

Сразу после войны это было. Мама одна с нами би­лась. Ни помочь, ни защи­тить нас некому… А время-то неспокойное. Помню, мы с мамкой в огороде картош­ку копали. Поздно было, темнело. Мама наклони­лась к земле, а я маленькая, меня из ботвы и не замет­но. Вдруг я вижу: через за­бор к нам перелазит какой-то незнакомый человек и крадётся к нашему дому. Нас не замечает. Как я ис­пугалась! Даже слово ска­зать не могу! Дёргаю маму за подол, показываю в его сторону и шепчу: «Мамка, мамка… Там… Там…»

Разогнулась мама, уви­дела мужика, схватила ме­ня и бежать в дом. Закры­ли мы двери на запоры и сидели без света. Ничего, всё обошлось. То ли незна­комец сам нас испугался и убежал, то ли понял, что у нас нечем поживиться – кто его знает? Но я на всю жизнь запомнила страх, что я тогда пережила!

Задумалась бабушка, за­молчала. Стала она очень грустной, видимо, даже спустя много-много лет те далёкие воспоминания принесли ей тревогу. Мне захотелось отвлечь бабуш­ку от её переживаний, и я попросила её:

- Бабушка, расскажи мне про девчонок и гусей!

Эту историю я знаю и очень люблю. Бабушка тоже с удовольствием её вспоминает. И сейчас ба­бушка задорно, как-то по-молодому улыбнулась и на­чала рассказывать:

- Я же маленькая была, меньше всех в классе. Дев­чонки были старше и здо­ровее. Они обижали меня, а я даже сдачи им дать не могла. Сколько я ревела от них! И всё время думала: как же мне им отомстить?

У нас гуси жили, здоро­вые, злые. Меня-то они зна­ли и не трогали. А вот чу­жих не любили и гонялись за всеми, кто мимо нашего дома проходил. Вот однаж­ды, когда девчонки меня снова обидели, прибежа­ла я домой, поймала само­го большого гусака и стала его злить. А когда увидела, что обидчицы мимо дома проходят, выпустила гуся из подворотни. Он на них как полетит! А за ним вся стая! Девчонки завизжали и кинулись от нашего дома! Вот так я их и проучила!

Я стараюсь представить себе бабушку Алю малень­кой девочкой, той, что жи­ла много лет назад в не­большой деревне, училась в школе, читала книжки, играла с подружками… А чем же ещё занималась де­вочка Аля?

- У нас у каждого были свои обязанности. Я долж­на была гусят караулить. Ох как я не любила это де­ло! Гусята так и норовили в Киселёвку сбежать! Бабуш­ка Анна кричала тогда мне:

- Алька! Гусята в речку пошли! Беги, лови их!

Я хватала бабушкин пе­редник и бежала к Кисе­лёвке. Ох, как я боялась в речку заходить! Вода хо­лодная, дно илистое, и пи­явок полно. Но надо гусят ловить, чтоб они в холод­ной речке не застудились. Вот и приходилось мне в воде бродить, гусят соби­рать и в переднике их на берег вытаскивать. Выта­щу я гусят, высажу на бе­рег – а они опять в речку лезут. И я опять их ловлю. А что делать? Понимала, что это моя работа – за гу­сятами следить. Так нас с детства к труду приучали...

- Я с малых лет уже ра­ботала на сенокосе. Была я маленькая ростом и ху­денькая. Какой из меня ра­ботник! И мне поручали са­мое легкое дело – подскре­бать за мужиками сено. А мне хотелось самой метать возы!

Вот я хожу за мужика­ми и ною:

- Дайте бросить навиль­ник! Дайте мне вилы, я один разочек кину!

Кто-нибудь из мужиков пожалеет меня, подаст мне вилы. Я подбегу к валку, ду­маю: вот сейчас я как мет­ну! Подцеплю сено, укла­дываю его, ухлопываю, по­том возьму пласт и ка-а-а-к кину его на воз! Пласт весь рассыплется на землю, на меня, мне за шиворот! Му­жики смеются:

- Вот так пласт Алевтин­ка подала! Сразу полвоза закинула!

А я немного погодя опять прошу:

- Ну дайте бросить пласт, дайте разок кинуть!..

И после этой истории бабушка Аля каждый раз тихонько говорит о самой важной и самой большой её детской мечте:

- Я сколько себя в дет­стве помню, всегда меч­тала, чтобы у меня папка живой с войны вернулся. Представляла, как мы с ним в поле работаем, как на лошади ездим, как на речке рыбачим… Я рыбачить так любила!..

Я слыхала, как бабы де­ревенские про мамку гово­рили: «Марфе хорошо жи­вется, она пенсию на ребят офицерскую получает!..» А я думала: не надо нам пен­сии, лучше бы папка у ме­ня был…

Как я люблю эти ба­бушкины рассказы! Та­кие грустные и смешные, добрые и поучительные. Они повествуют мне о про­шлом, о том, как и чем жи­ла моя бабушка, о чем она мечтала, о её радостях и бедах. Я понимаю, как до­роги эти воспоминания мо­ей бабушке Але, ведь это её детство, её трудная и самая светлая пора жизни.

Полина Винокурова

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

78