Меню
12+

Инфо-портал НЖ

24.01.2020 09:26 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 4 от 23.01.2020 г.

Милее места нет. Рассказываем о глубинке нашего района деревне Юркан

Автор: Аня Некрасова

Все вечера Василий Сысолятин проводит в своей мастерской. Фото: Аня Некрасова

Тихая деревушка Юркан совсем не отличается от других маленьких селе­ний нашей территории. Когда-то она была цен­тром прилегающих ху­торов, имела большой колхоз с фермой и мно­го работящих жителей. Сейчас здесь всего одна улица и, кроме неболь­шого магазина, нет ни­каких развлечений. Но держится эта деревень­ка на трудолюбивых се­лянах, глубоко пережи­вающих за судьбу своей малой родины, ведь они любят её всем сердцем.

Ещё бы Юркан не лю­бить! Здесь так красиво! Окутанная густым лесом, словно младенец тёплым одеялком, стоит деревуш­ка поодаль от Поедуг. Там есть большой пруд, на ко­торый съезжаются рыба­ки со всего района. В не­го впадает речушка с та­ким же названием Юркан. Зимой тут, как в сказке. Ветки на деревьях, что вокруг водоёмов, одеты в снежные шапки. Кру­гом влажная дымка, от­чего воздух здесь кажет­ся чуть холоднее.

- Надо в Юркан летом приезжать, вот тогда ещё больше удивитесь красо­той, — встречает местный житель Василий Сысоля­тин.

К Василию Климен­тьевичу нас направили, как только мы заехали в Юркан. «Дядя Вася здесь долго живёт, он знает всё о деревне!», — советовали односельчане.

Завёл молоковоз – и на всю жизнь! Пожилой муж­чина копошится в сарай­ке. Слышно, как скольз­ит рубанок по бруску, негромко постукивает молоток. Василий Сысо­лятин уже давно на пен­сии, и сейчас больше все­го любит возиться с дере­вом. Даже сам смастерил станок и обосновал рабо­чее место. Там он струга­ет черенки для вил, гра­бель, делает мётлы, то­порища. За деревянным инструментом к нему об­ращаются не только из родной деревни, но даже из соседних.

У двухквартирного дома одинокого хозяи­на огромный двор. Из не­большой котельной валит густой дым, отчего стены снаружи чёрные-чёрные.

- Я здесь скотине варю. У меня три овцы да телё­нок. Совсем недавно дер­жали четыре коровы, че­тыре быка, больше десят­ка овец. А потом хозяйки моей не стало, всех и про­дал, — рассказывает Васи­лий Климентьевич.

Постоянным жителем Юркана мужчина стал в 1964 году. Детство провёл на хуторе Рогожники, ко­торый основали его дядь­ки вместе с колхозом. В Юркане тогда тоже был колхоз «Доброволец». Во время коллективизации их соединили, и большин­ство жителей переехали в Юркан.

- Деревня большая была. Перевезли дом из Рогожников сюда, к ле­су. Я как раз перед арми­ей был, работал то воз­чиком на ферме, то при­цепщиком на тракторах, несколько лет тёлок пас – 150 голов было под моим присмотром, — вспомина­ет наш герой.

Как только вернулся из армии, к дому молодого парня подогнали молоко­воз. Завёл его — и на всю жизнь! Тридцать пять лет забирал молоко с трёх ферм. Знал у каждой по­головье скота и удой всех бурёнок. Тогда уже основ­ной колхоз был в Поеду­гах, и носил имя Демьяна Бедного.

- У меня подружка бы­ла в Шестаково. Быва­ло, просплю, опаздываю к первому удою. Решил как-то сократить дистан­цию и поехал в Глубоково через Сылву. На середине реки и утопил машину. Председателем тогда был мой старший сродный брат. Ох, и отстегал он ме­ня вицей! Приехал к моей матери и сказал: «Хватит уже за ним бегать. Давай, женить его будем», — рас­сказывает Василий Кли­ментьевич.

Высватывали неве­сту целый день. Ветери­нар Нина Шестакова бы­ла девушкой видной. Да и паренёк Василий ещё до знакомства приметил на одной из ферм фигури­стую молодую женщину с медицинским чемоданчи­ком. В конце 60-х появи­лась новая семья, которая до старости прожила в со­гласии и воспитала чет­верых детей.

- Вон она, моя Нина, — показывает на фотогра­фию в серванте наш ге­рой. – Она училась в Осе, а мы ждали первенца. Когда родила, надо бы­ло ехать на сессию. При­шлось мне отбыть с ней на 40 дней. Она — на за­нятиях, а я один сидел с трёхнедельным хлопцем.

Достойно воспитывая трёх сыновей и дочь, су­пруги Сысолятины до­бросовестно работали в колхозе. Как и все жите­ли Юркана. После объе­динения ферма в этой де­ревне существовала ещё несколько лет и прино­сила чуть ли не самый большой надой колхозу. Жизнь била ключом. Бы­ли школа, клуб, пилора­ма, фельдшерский пункт. Потом всего этого не ста­ло, и фермы тоже. Тогда местные и стали разъез­жаться.

Сергей Юдин работает сторожем, а дома занимается сельским хозяйством. Фото: Аня Некрасова

Деревня держится на ра­бочих руках. Сейчас в Юркане совсем мало жи­телей. А молодёжи и во­все нет. Мужчины по-прежнему работают в По­едугах, ныне «Зерновое», женщины там же. Они всей душой и сердцем пе­реживают за судьбу сель­ского предприятия, кото­рое служит единствен­ным местом работы.

Что ни говори, а жите­ли, действительно, здесь трудолюбивые. Изроблен­ные на колхозных полях и фермах, приспособлен­ные ко всякому деревен­скому труду, им и благ ни­каких не надо, лишь бы работа была, приносящая хоть какой-то доход.

Татьяна Юдина вяжет носки из шерсти собственных овец. Раньше она вместе с мужем Владимиром и сыном Сергеем катала валенки. Фото: Аня Некрасова

Почти каждая семья держит скотину. Вот и у Юдиных на подворье — ко­зы, овцы, куры. Татьяна Прокопьевна тоже всю жизнь отработала дояр­кой, сын Сергей сейчас трудится в «Зерновом» сторожем.

- Да хорошо мы здесь живём! Сами пашем в огороде, сами косим, са­ми дрова возим, — делит­ся Сергей Юдин. – И уез­жать никуда не собираем­ся. Кто нам рад?

Проходишь по улице Юркана и будто попада­ешь на несколько десят­ков лет в прошлое. Здесь тихо-тихо, по-деревенски уютно, нет излишней су­еты. Жители спешат за свежим хлебом, начисто отгребают снег у ворот, не торопясь убирают сено из стога во двор.

Александр Сысолятин сам заготовляет дрова на зиму. Фото: Аня Некрасова

Тишину разрезает лишь лай собак и стук то­поров – мужчины, силь­ные, румяные от морозно­го влажного воздуха, ко­лют дрова и складывают их в аккуратную полен­ницу. Здесь мы и застаём частого героя наших пу­бликаций.

Местный житель Алек­сандр Сысолятин — про­фессиональный тракто­рист «Зернового». Но этой зимой трудится только три дня в неделю, поэто­му всё свободное время уделяет домашнему хо­зяйству. Жена Лариса ра­ботает дояркой на ферме, ежедневно ранним утром и вечером ездит к бурён­кам. Благо подвоз от сель­ского предприятия име­ется.

- Здесь выросли наши родители, и мы, и дети. Они, конечно, разъеха­лись, но всё равно при­езжают в родной Юркан. Зима тут настоящая – бе­лая, снежная. И летом – загляденье. Мы душой прикипели к этому месту, нам и милее нет ничего, — признаётся на прощание Александр.

Юрканский пруд зимой. Фото: Аня Некрасова

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

289