Меню
12+

Инфо-портал НЖ

08.05.2017 00:00 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Поклон тебе, солдат-герой!

Автор: Людмила Семёнова

Н.Д.Порядин

… Он не забудет ту проклятую войну. Он просто не имеет права её забыть. И до сих пор, несмотря на солидные лета – 92 года, помнит полк, в котором воевал, имя командира, города, которые брали приступом… И навсегда в памяти тот долгожданный майский день...

Николай Дмитриевич Порядин – единственный из оставшихся в Поедугах участник Великой Отечественной.
Как говорит дочь ветерана Лидия Николаевна, День Победы для семьи – был и остаётся самым любимым и самым светлым праздником, когда во главе стола – постаревший ветеран, солдат-герой, грудью защитивший Отечество. А на парадном пиджаке, там, где сердце, в числе множества наград и самые значимые для Николая Дмитриевича – орден Славы 3-й степени, медаль «За отвагу».
А самая важная награда – та, которая по каким-то непредвиденным обстоятельствам не нашла солдата – за оборону Ленинграда. С осени 1943 года в составе 11 дивизии 543 стрелкового полка Ленинградского фронта прибыл наводчик миномёта сержант Порядин по «дороге жизни» в блокадный город и до самого снятия блокады находился на передовой, поливая миномётным огнём вражеские позиции, не давая ходу неприятельским воздушным силам. Да, в конце концов, ведь не за награду оборонял солдат колыбель России – великий город, основанный великим Петром! За Родину свою бился! За Отечество! За маленькую свою деревню Бор в далёкой уральской глубинке, за односельчан, с которыми как одна семья…
И за семью свою воевал солдат. За рано ушедшего из жизни отца Дмитрия Григорьевича, умельца-столяра, за вечную труженицу маму Матрёну Семёновну, лишь на десяток лет пережившую мужа. За несостоявшееся своё детство, которое заменила работа в колхозе наравне с матёрыми мужиками. И в тот день, когда «прокричали репродукторы беду», Николай, несмотря на воскресенье, тоже не отдыхал – шла заготовка сена. И до 1 сентября 1942 года находился он на передовой ударного колхозного труда. А когда повестка пришла из военкомата – ему и восемнадцати ещё не исполнилось. Отправили новобранца сначала в Нытву, в 5-й отдельный учебный полк, откуда вышел Николай в звании сержанта. А с февраля 1943-го сержант Порядин – миномётчик 11 стрелковой дивизии 45 полка Ленинградского фронта.
Тяжёлые фронтовые будни. Бои каждый день. За большие города, малые деревни, железнодорожные станции...Немцы, рассчитывая взять реванш за Сталинград, готовились к масштабному наступлению. Для отдыха, вспоминает ветеран, выпадали редкие минуты. Даже спали солдаты в прямом смысле на ходу. И каждый день гибнут ребята, совсем ещё юные, безусые. Гибнут отцы семейств, однополчане, друзья-товарищи Николая.
А в начале весны 43-го шальная пуля тяжело ранила миномётчика в ногу, раздробив кость. Полгода в госпитале. А потом снова фронт. Блокадный Ленинград. Передовая и бои, бои… Январь 44-го. Освобождена станция Тосно, отбили Гатчину. Взят курс на Эстонию. Здесь Николая снова ранило, уже в другую ногу, и он два месяца пролежал в госпитале. Потом снова в родную 11 дивизию. Теперь сержант Порядин уже командир миномётчиков. Полк двигался в эстонский Тарту. Здесь немцы подрастеряли свой былой пыл, контрнаступлений уже не было. А в сентябре 44-го под городом Волга снова столкнулись лоб в лоб две мощных силы: захватническая и освободительная, и эту последнюю было уже не остановить. Но война для Николая Дмитриевича закончилась ещё не скоро. В составе 3-го Прибалтийского фронта он участвовал в разгроме Курляндской группировки. Чувствующие близкий конец, немцы бешено огрызались и цеплялись за каждую высотку, чтобы отдалить неминуемое поражение. На одной из таких высот они закрепились и вели огонь по проходящей недалеко железной дороге. Сбросить немцев с высоты нужно во что бы то ни стало! Расчёт Николая Порядина ночью должен был пересечь вражескую линию обороны, выйти в тыл и ударить по высоте. Задача непростая. Каждый миномётчик нёс на себе почти 40 кг груза, в темноте, по глубокому снегу!.. Пока шли, вспоминал Николай родную деревеньку, речку Сылву, куда бегала купаться местная ребятня, багряные закаты и петушиные рассветы 

над родным Бором… Когда добрались до цели, рассвет был уже близко, и расчёт, выполнив поставленную задачу, открыл огонь по врагу.
А долгожданную весть о Победе встретил Николай Дмитриевич в поезде, доставлявшем его в Выборг для прохождения дальнейшей службы. Потом были Днепропетровск, Кемь, Беломоро-Балтийский канал, и лишь спустя два года после Победы – встреча с малой родиной, близкими, односельчанами.
Да только никто не ждал солдата в родном гнезде – ни отца, ни матери, да и жену завести не успел. Поехал к тётке в соседние Поедуги. И друга фронтового, такого же сироту, с собой привёз. Тому сразу же тётушкина дочка приглянулась, вскоре и семью создали, а скромному Николаю – соседская, что неподалеку жила, Шурочка. Миниатюрная совсем, изящная такая, просто Дюймовочка! А уж как полюбил-то фронтовик этот «мал золотник»!.. Тут же, в тёщином домишке, и жили все вместе. И всё у них ладилось. Он в колхозе работал, потом три десятка лет в столярной мастерской – отцово ремесло пригодилось. Любая «деревянная» работа была Николаю Дмитриевичу по плечу: что двери, что косяки, что окна да рамы – всё в округе его руками сделано было. А ещё Николай Дмитриевич всегда был активным общественником – не раз избирался делегатом на районные партийные конференции, был делегатом областного съезда колхозников, почётным участником уроков мужества в школе. И, как рассказывают односельчане, это очень добрый и скромный человек. И званием участника войны никогда не кичился. Даже когда и надо бы заявить о своих заслугах – всегда скромно промолчит.
Такой вот он, солдат земли русской. Простой и скромный. Мужественный и великий. Как и народ российский. Как и Отечество, в котором живём. И которое защищали, жизней не жалея.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

145